Brava, Margo!
В турецком языке есть прекрасное выражение - "рыть иголкой колодец",
и мне кажется, что это выражение отражает суть труда писателя.
и мне кажется, что это выражение отражает суть труда писателя.
На чтение этой книги ушло несколько месяцев. Несколько месяцев мне понадобилось для того, чтобы прийти ровно к тому же выводу, к которому пришла, прочитав интервью Памука, побудившее купить его книгу: мне нравится, как он размышляет, но собственно его творчество не особо интересно. Каждый раз, когда он брался за описание сценок из своей жизни, в лучшем случае у меня сахар скрипел на зубах, в худшем я закатывала глаза и мученически принимала существование каждого последующего абзаца. И уже по этим зарисовкам, а также по его собственным описаниям своих книг (коих он даёт очень много в собранных тут эссе и интервью), я вижу, что нет, его художественное творчество - не моё. Дошло до того, что он описал в рассказе сцену, которая очень похожа на эпизод из моей жизни, эпизод очень горький, как сейчас принято говорить - травмирующий, но эмоциональной реакции было ноль целых ноль десятых. Потому что его художественные или околохудожественные произведения напоминают выдержки из несуществующих любимых писателей главных героев претенциозных книг, выдуманную выдумку, а не выдумку подлинную. Жизни в них не вижу.
Зато его меланхоличные рассуждения о литературе (в том числе и о его книжках), о Турции и Америке, о политике - это всё довольно интересно, особенно если попадает в настроение. Ему невозможное удаётся: он умеет писать хорошие предисловия к чужим книгам! Притом предисловия короткие, ёмкие и разжигающие любопытство, нетерпение приступить к чтению книги, а не гасящие желание продолжать читать эту нудятину (притом зачастую спойлерную). Поэтому, когда он рассуждает о любви к книгам, ему веришь: то, как он обожает в них копаться и увязывать их с жизнью и между собой, служит лучшим доказательством его искренности. Даже не могу объяснить, чем конкретно его рассуждения нравятся. Это что-то вроде душевного, но при этом не обязывающего к дружбе трёпа.
Бытовая минималистичная слезодавилка про папу, оставившего семью, не вызвала никаких эмоций. А вот эта цитата из нобелевской лекции - вот она заставила прослезиться. Так же, как и цитаты, которые я выписывала до этого.
«Как вам известно, вопрос, который чаще всего любят задавать нам, писателям, звучит следующим образом: "Почему вы пишете?" Я пишу, потому что мне так хочется! Я пишу, потому что не могу делать обычную работу, как все остальные. Я пишу для того, чтобы появились такие книги, которые пишу я, и чтобы я их читал. Я пишу, потому что очень сержусь на всех вас, вообще на всё. Я пишу, потому что мне очень нравится сидеть весь день в комнате и писать. Я пишу, потому что мне нравится запах бумаги, ручки и чернил. Я пишу, потому что привык, это - моя страсть. Я пишу, потому что боюсь, что меня забудут. Я пишу, потому что мне нравятся слава и внимание, которое она приносит. Я пишу для того, чтобы остаться одному. Я пишу, потому что, может быть, пойму, почему я так сержусь на вас на всех. Я пишу, потому что мне нравится, что меня читают. Я пишу для того, чтобы закончить этот роман, эту страницу, раз уж я её начал. Я пишу, потому что все от меня этого ждут. Я пишу, потому что я по-детски верю в бессмертие библиотек и в то, что мои книги стоят на полках. Я пишу, потому что жизнь, мир и всё вокруг невероятно красивы и увлекательны. Я пишу ради удовольствия выдумывать и создавать истории. Я пишу для того, чтобы избавиться от чувства, что всё никак не могу пойти куда-то, куда нужно пойти, как бывает во сне. Я пишу, потому что никак не могу стать счастливым. Я пишу для того, чтобы быть счастливым».
В общем, Орхан Памук и славу, и Нобелевскую премию по литературе (если мы её воспринимаем как стоящую награду, имеющую хоть какое-то отношение к собственно литературе) имеет совершенно заслуженно, ему есть что сказать, и говорить он умеет складно, умно, красиво. Но на этой книге, пожалуй, знакомство с ним закончу.
А другие романы, судя по тем же описаниям и по тем зарисовкам, что были включены в "Другие цвета", - по-моему, это как раз вот прямо идеальные книги для книгоблогерской тусовки, на лайвлибах такое любят. (Не то чтобы на лайвлибах любили только плохие книги, но просто есть вот прямо определённое сочетание стиля и сюжета романов, которое обычно очень превозносят блогеры, а меня оставляет совершенно равнодушной эмоционально. Его сложно описать, оно просто чувствуется.) Так что ничего удивительного, что их многие хвалят