В общем, революция отгремела, французы поняли, что именно они потеряли, и целью было вернуть зданию старинный облик. В частности, еще при утверждении проекта было решено восстановить разобранный шпиль.
Но дело в том, что Виолле-ле-Дюк не был бы Виолле-ле-Дюком, если б ограничился одним лишь шпилем. В своей работе он проявлял довольно много творческой свободы: он стремился не столько доподлинно воссоздать храм дореволюционной версии, сколько передать, скажем так, ощущение средневекового готического здания. Что в определенной степени оправданно, ибо любой архитектурный памятник такого возраста существует в континууме.
Итак, шпиль (который упал во время пожара), Виолле-ле-Дюк, конечно, восстановил, но это был уже совсем другой шпиль. Я так и не разобралась, что конкретно он взял за образец, но точно не шпиль XIII века. Статуи Виолле-ле-Дюк не столько реконструировал, сколько заново изготовил весь набор и стратегически расставил так, чтобы усилить впечатление. Со шпиля их, кстати, убрали аккурат за несколько дней до пожара - тоже повод для оптимизма.
Я не буду перечислять все изменения, тем более, что сама их себе плохо представляю. Часть их, кстати, была направлена на то, чтобы сделать здание стабильнее. Еще он переделал интерьер, заказал новые витражи и добавил деталей, но самое интересное и показательное: Виолле-ле-Дюк разобрал соборный хор времен Людовика XIV, как не соответствующий готическому стилю (еще бы, XVII век же). А ведь на его фоне короновались Наполеон с Жозефиной!
Критиков у Виолле-ле-Дюка с таким подходом было достаточно. Но Нотр-Дам - лишь один из многих восстановленных им памятников. К тому же, он уже в XIX веке имел статус символа - разумеется, любое вмешательство породило бы бурю возмущения. Возьмем другой пример. Виолле-ле-Дюк отстроил замок Пьерфон, сооруженный в конце XIV и разрушенный в XVII веке. Википедия подкидывает довольно интересные картинки до и после рестарации.
"?!?!!!" - наверняка думаете вы. Я объяснюсь цитатой от самого Виолле-ле-Дюка:
"To restore an edifice is not to maintain it, repair it or remake it, it is to re-establish it in a complete state that may never have existed at a given moment."
[source]
В одну реку дважды не войдешь, здания разрушались, переделывались, перестраивались - и все это до появления ЮНЕСКО и фотографии. Метод Виолле-ле-Дюка, хоть и осуждавшийся современниками как ненаучный, на мой взгляд, имеет определенное достоинство. Как можно восстановить то, что не имело четкого облика? Создав собирательный образ. Попытавшись воплотить в здании то, что было изначально заложено как эстетический идеал архитектурного направления. Передав, так сказать, идею стиля, а не конкретное его проявление в определенный момент времени. Вопрос в том, насколько этот подход оправдан, уже граничит с философией, speaking of which, Платон был бы, наверно, не против такой реконструкции.
И знаете, судя по тому, что Виолле-ле-Дюк - автор нескольких многотомных сочинений по истории искусства (в том числе русского, кстати), я склонна полагаться на его интерпретацию готики. Он для своей эпохи сделал, можно сказать, невозможное. Нотр-Дам де Пари, каким мы его сегодня знаем - во многом творение Виолле-ле-Дюка. Вот мой главный повод для оптимизма: раз уж он тогда, имея, условно говоря, кучу разобранных деталей, несколько рисунков и фотографии, сделанные его командой непосредственно перед реконструкцией, смог вернуть Парижу храм, то что говорить о веке интернета, когда, бьюсь об заклад, там сфотографирована каждая комната и где-нибудь наверняка есть 3D-модель?
Другое дело, что попробуй найти сейчас человека с кругозором и эрудицией Виолле-ле-Дюка. Да и раз уж я завела про век интернета, холивары XIX века - ничто, по сравнению с твиттерными войнами, ох. С другой стороны, а нужен ли нам сейчас Виолле-ле-Дюк, если есть фотки?
В общем, такое дело. Жалко конечно, но захотелось to put things into perspective, so to speak.
Ну а теперь самое главное, я наконец-то смогу рассказать байку, ради которой затевался этот пост. В прошлом году на "Временах и эпохах" моим любимым развлечением было тусить возле площадок, где кто-то развел реконструктора на монолог. Подцепила много анекдотов. Один из них про Нотр-Дам.
Как я уже говорила, ни одной целой статуи к XIX веку на соборе не осталось. То же самое касается горгулий. Их частью Людовик XIV убрал, частью время, погода и, наверно, революционеры. И самое смешное, что никто даже понятия не имел, как эти средневековые горгульи вообще должны выглядеть. Виолле-ле-Дюк, как водится, стал импровизировать. Если верить прикольному чуваку с площадки про рыцарей на Речном вокзале, великий реставратор придавал им портретное сходство со своими критиками, кредиторами и прочими недоброжелателями.