Brava, Margo!
Начнём с главного: название лжёт, но делает это концептуально.
Две трети книги - это история и современность, а спекуляции по поводу будущего занимают дай бог треть, которую они разделяют с ненужными иллюстрациями и фразами в духе "Бога нет, души нет, инфа 100%". А начинает автор вообще с рассуждений о нашем отношении к животным - потому что, скорее всего, точно так же к нам будет относиться ИИ или же люди будущего, собственно Homo Deus. И наблюдения и выводы, которые он делает, - это не самые яркие краски для портрета наших перспектив.
Основные позиции автора таковы.
1. Всё есть алгоритмы, особенно наш организм. Компьютер тоже работает по алгоритмам. Следовательно, однажды компьютер научится считывать наши алгоритмы на биохимическом уровне - и тогда он будет знать нас лучше, чем мы будем сами знать себя. Он сможет распознавать наши эмоции, предпочтения и потребности за доли секунды, а потому к моменту, когда мы их осознаем, ИИ уже предложит десяток вариантов решения возникших проблем. Так что одна из возможностей будущего - отданная на откуп компьютерам свобода выбора. Зачем самому думать, как проехать в пункт назначения, если навигатор уже считал все препятствия, проанализировал твой стиль езды и составил оптимальный (и максимально безопасный) маршрут? Зачем зависать в магазинах, реальных и электронных, если компьютер сам тебе подбирает всё под твои вкусы? Зачем пребывать в унынии, если компьютер уже готов оформить заказ на подходящие антидепрессанты? До абсурда там доходит, вплоть до выбора между двумя парнями - даже это, дескать, компьютерный алгоритм просчитает.
С управлением чувствами - один из самых страшных выводов, пожалуй. Человечество освободится от страданий, ведь для этого нужно будет всего лишь принять таблетку, сходить к биоинженерам или пройти курс гормональной терапии - в новом мире настроение и переживания можно легко отдать в ремонт.
Но как же тогда человеческая суть? Как же душа? Наши переживания и выборы - то, что нас определяет как личностей, а если и то и другое возьмёт на себя машина, тогда что станет с личностью? Это вторая ветвь рассуждений автора.
2. Сознание - не фича, а баг нашего организма. Оно не нужно мозгу для того, чтобы принимать решения и приводить тело в действие, оно нечто вроде выхлопа, который не приносит нам пользы. Так что логично предположить, что в будущем оно станет атавизмом. И уж точно нет смысла прививать сознание искусственному интеллекту - опять-таки, оно будет зря жрать ресурсы и мешать принимать наилучшие решения.
Причём автор говорит, что да, перспектива жутковатая. С другой стороны, нам страшно, потому что мы мыслим нынешними категориями - люди будущего на вопрос, скорее всего, будут смотреть по-другому, ибо у них сами мыслительные процессы будут другими.
3. Одна из перспектив развития - люди-боги в элите, которые помыкают не модифицированными генетически людьми. Стандартная завязка для антиутопии, да, так что с ней всем всё ясно. Упоминаю эту ветвь рассуждений потому, что в них мелькнула деталь, леденящая несуществующую по мнению автора душу: переориентация медицины. Раньше было выгодно поддерживать здоровье в массах, сейчас это уже не так критично, и основной фокус всей околомедицинской индустрии может сместиться с лечения больных людей на улучшение здоровых. То есть, конечно, простых смертных (читай - бедных) будут лечить, но с несравнимо меньшей эффективностью, чем богатых. И как бы может возникнуть вопрос: а разве сейчас не так? Насколько я понимаю мысль автора - нет, не так. Сейчас одинаково вероятна смерть от рака и для бедного, и для богатого, и тот и другой могут стать инвалидами, и тот и другой могут сидеть на лекарствах до конца жизни. В будущем же для богатых не останется смертельных болезней, с ними будут мучиться только низшие люди.
4. Идёт битва двух культов: культа человека как самоценности и культа всемогущей информации как самоценности. Оба выжить не смогут.
5. В священных книгах прошлого, будь то Библия или "Капитал", нельзя найти ответов на многие важные вопросы современности. Поэтому вместо того чтобы натягивать сов на глобус, интерпретируя строки этих книг на современные лады, чтобы найти в них конкретные указания для нынешней жизни, нужно анализировать то, что непосредственно происходит вокруг. Именно этим и занимались авторы старых книг.
Ещё у него много рассуждений на тему гуманизма, его развития и роли в истории, однако они слишком абстрактные, так что их не только лениво пересказывать, но ещё и трудно вспомнить.
Возвращаясь к концептуальной лжи с названием. Почему автор называет книгу "Краткая история будущего" (A Brief history of tomorrow), если в основном он рассуждает о прошлом и настоящем? Потому что роль истории он видит именно в этом: не в зацикливании на прошлом, а в изменении будущего. Её нужно знать, чтобы понимать, почему мы делаем те или иные вещи - и видеть больше вариантов, чем наши предшественники. В качестве примера он приводит газон. Дескать, почему средний класс так любит газоны разбивать перед домом, откуда эта истерия пошла? От аристократии. Газон перед домом по умолчанию - это запоздалое подражательство богачам прошлого. И вот теперь, мол, когда автор обратил на это ваше внимание и изложил вам историю вопроса, вы перестанете считать газон выбором по умолчанию и начнёте рассматривать другие варианты. Описание настоящего служит той же цели. Маркс составил по большому счёту верный прогноз ситуации, оценивая происходящее в капитализме, однако его книга, его анализ и прогнозы изменили будущее, поскольку её прочли как рабочие, так и капиталисты. Им идея революций нравилась гораздо меньше, чем Марксу, так что они начали потихоньку изменять принципы работы. Конечно, марксизм не был единственной причиной, но был значимым фактором.
И в конце автор подчёркивает, что в этом его цель: заставить нас рассуждать и видеть другие варианты, пока они ещё есть. Он призывает читателя самостоятельно ответить на вопросы:
"1. Действительно ли организмы - всего лишь алгоритмы, а жизнь - обработка данных?
2. Что более ценно - ум или сознание?
3. Что случится с политикой, обществом, повседневной жизнью, когда лишённые сознания, но высокоразвитые алгоритмы будут знать нас лучше, чем знаем себя мы сами?"
Очень весёлая книга, короче. Но занимательная, как и вся философия, в общем-то.
Две трети книги - это история и современность, а спекуляции по поводу будущего занимают дай бог треть, которую они разделяют с ненужными иллюстрациями и фразами в духе "Бога нет, души нет, инфа 100%". А начинает автор вообще с рассуждений о нашем отношении к животным - потому что, скорее всего, точно так же к нам будет относиться ИИ или же люди будущего, собственно Homo Deus. И наблюдения и выводы, которые он делает, - это не самые яркие краски для портрета наших перспектив.
Основные позиции автора таковы.
1. Всё есть алгоритмы, особенно наш организм. Компьютер тоже работает по алгоритмам. Следовательно, однажды компьютер научится считывать наши алгоритмы на биохимическом уровне - и тогда он будет знать нас лучше, чем мы будем сами знать себя. Он сможет распознавать наши эмоции, предпочтения и потребности за доли секунды, а потому к моменту, когда мы их осознаем, ИИ уже предложит десяток вариантов решения возникших проблем. Так что одна из возможностей будущего - отданная на откуп компьютерам свобода выбора. Зачем самому думать, как проехать в пункт назначения, если навигатор уже считал все препятствия, проанализировал твой стиль езды и составил оптимальный (и максимально безопасный) маршрут? Зачем зависать в магазинах, реальных и электронных, если компьютер сам тебе подбирает всё под твои вкусы? Зачем пребывать в унынии, если компьютер уже готов оформить заказ на подходящие антидепрессанты? До абсурда там доходит, вплоть до выбора между двумя парнями - даже это, дескать, компьютерный алгоритм просчитает.
С управлением чувствами - один из самых страшных выводов, пожалуй. Человечество освободится от страданий, ведь для этого нужно будет всего лишь принять таблетку, сходить к биоинженерам или пройти курс гормональной терапии - в новом мире настроение и переживания можно легко отдать в ремонт.
Но как же тогда человеческая суть? Как же душа? Наши переживания и выборы - то, что нас определяет как личностей, а если и то и другое возьмёт на себя машина, тогда что станет с личностью? Это вторая ветвь рассуждений автора.
2. Сознание - не фича, а баг нашего организма. Оно не нужно мозгу для того, чтобы принимать решения и приводить тело в действие, оно нечто вроде выхлопа, который не приносит нам пользы. Так что логично предположить, что в будущем оно станет атавизмом. И уж точно нет смысла прививать сознание искусственному интеллекту - опять-таки, оно будет зря жрать ресурсы и мешать принимать наилучшие решения.
Причём автор говорит, что да, перспектива жутковатая. С другой стороны, нам страшно, потому что мы мыслим нынешними категориями - люди будущего на вопрос, скорее всего, будут смотреть по-другому, ибо у них сами мыслительные процессы будут другими.
3. Одна из перспектив развития - люди-боги в элите, которые помыкают не модифицированными генетически людьми. Стандартная завязка для антиутопии, да, так что с ней всем всё ясно. Упоминаю эту ветвь рассуждений потому, что в них мелькнула деталь, леденящая несуществующую по мнению автора душу: переориентация медицины. Раньше было выгодно поддерживать здоровье в массах, сейчас это уже не так критично, и основной фокус всей околомедицинской индустрии может сместиться с лечения больных людей на улучшение здоровых. То есть, конечно, простых смертных (читай - бедных) будут лечить, но с несравнимо меньшей эффективностью, чем богатых. И как бы может возникнуть вопрос: а разве сейчас не так? Насколько я понимаю мысль автора - нет, не так. Сейчас одинаково вероятна смерть от рака и для бедного, и для богатого, и тот и другой могут стать инвалидами, и тот и другой могут сидеть на лекарствах до конца жизни. В будущем же для богатых не останется смертельных болезней, с ними будут мучиться только низшие люди.
4. Идёт битва двух культов: культа человека как самоценности и культа всемогущей информации как самоценности. Оба выжить не смогут.
5. В священных книгах прошлого, будь то Библия или "Капитал", нельзя найти ответов на многие важные вопросы современности. Поэтому вместо того чтобы натягивать сов на глобус, интерпретируя строки этих книг на современные лады, чтобы найти в них конкретные указания для нынешней жизни, нужно анализировать то, что непосредственно происходит вокруг. Именно этим и занимались авторы старых книг.
Ещё у него много рассуждений на тему гуманизма, его развития и роли в истории, однако они слишком абстрактные, так что их не только лениво пересказывать, но ещё и трудно вспомнить.
Возвращаясь к концептуальной лжи с названием. Почему автор называет книгу "Краткая история будущего" (A Brief history of tomorrow), если в основном он рассуждает о прошлом и настоящем? Потому что роль истории он видит именно в этом: не в зацикливании на прошлом, а в изменении будущего. Её нужно знать, чтобы понимать, почему мы делаем те или иные вещи - и видеть больше вариантов, чем наши предшественники. В качестве примера он приводит газон. Дескать, почему средний класс так любит газоны разбивать перед домом, откуда эта истерия пошла? От аристократии. Газон перед домом по умолчанию - это запоздалое подражательство богачам прошлого. И вот теперь, мол, когда автор обратил на это ваше внимание и изложил вам историю вопроса, вы перестанете считать газон выбором по умолчанию и начнёте рассматривать другие варианты. Описание настоящего служит той же цели. Маркс составил по большому счёту верный прогноз ситуации, оценивая происходящее в капитализме, однако его книга, его анализ и прогнозы изменили будущее, поскольку её прочли как рабочие, так и капиталисты. Им идея революций нравилась гораздо меньше, чем Марксу, так что они начали потихоньку изменять принципы работы. Конечно, марксизм не был единственной причиной, но был значимым фактором.
И в конце автор подчёркивает, что в этом его цель: заставить нас рассуждать и видеть другие варианты, пока они ещё есть. Он призывает читателя самостоятельно ответить на вопросы:
"1. Действительно ли организмы - всего лишь алгоритмы, а жизнь - обработка данных?
2. Что более ценно - ум или сознание?
3. Что случится с политикой, обществом, повседневной жизнью, когда лишённые сознания, но высокоразвитые алгоритмы будут знать нас лучше, чем знаем себя мы сами?"
Очень весёлая книга, короче. Но занимательная, как и вся философия, в общем-то.
Хлопните товарища книжкой по эволюции потолще за меня.
Я сильно упростила его рассуждения. Эволюцию он связывает с уникальными формами взаимодействия между людьми, которых нет у животных, а также способностью верить в абстракции - и честно говоря, уже не помню, связывал он эту способность с сознанием или умом (т.е. мозгом). Но в общем-то, я его линию рассуждений тоже понимаю. Грубо говоря, нафиг надо испытывать страх, если мозг и так при виде угрозы задействует все нужные механизмы: определение угрозы, адреналин, бег/борьба и проч., и проч. И вот зачем страх в таких условиях, если гораздо выше КПД был бы у создания без такового? Особенно при условии, что мозг чисто логически мог бы выводить, что прыгать с крыши - нафиг надо, тигров лучше обходить и т.д.
А вообще "Нафига нам сознание ваще и что оно собой представляет по сути" - это настолько давний эпохальный срач между философами, учёными, монахами и бог знает кем ещё, что я не хочу влезать, там как не сунешься - сплошное месиво и никаких внятных ответов.
Отсутствие страха = больше шанс сдохнуть в какой-нибудь опасной фигне, например.
Нафига нам сознание ваще и что оно собой представляет по сути
Механизм, обеспечивающий более лучшее™ выживание. По крайней мере так он появился. А уж как ты приложишь, это твои заботы. Удобный многофункциональный инструмент)
З.Ы. Ну и высшие разделы мозга позже появились так то. Поэтому на «зачем» ответ «потому что»)
Ну так я же сказала выше, что логика в том, что мозг сам приведёт организм в движение или не даст тебе совсем тупую херню делать, чисто на своём, физиологическом уровне. Ведь необязательно бояться огня, чтобы руку в него не совать. Если весь организм - алгоритм, то ему для успешного функционирования не нужны эмоциональные ощущения, только оптимальные реакции. Логика примерно такая.
И тем более спорным важность сознания становится, если учитывать, что страх, симпатия, радость и прочие зарождаются на физиологическом уровне и там же ими можно манипулировать (таблетки принять, ДНК подкрутить, волшебный шлем с электромагнитным облучением надеть - неважно). Так что не знаю, сознание как атавизм - интересная мысля. Особенно учитывая, что он не говорит, что всё так и есть, инфа 100% (стопроцентная инфа у него только по отсутствию Бога и души, остальное дискуссионно).
Механизм, обеспечивающий более лучшее™ выживание.
Ну ты же понимаешь, что это определение не проканает ни для одной из перечисленных категорий?
Ну так я же сказала выше, что логика в том, что мозг сам приведёт организм в движение или не даст тебе совсем тупую херню делать, чисто на своём, физиологическом уровне.
И часто ты видишь гениев логики на улице?
И тем более спорным важность сознания становится, если учитывать, что страх, симпатия, радость и прочие зарождаются на физиологическом уровне и там же ими можно манипулировать
А в чём проблема? У людей рождается довольно мало детей. Этот механизм обеспечивает заботу о партнёре и потомстве, что даёт больше шансов виду выжить. Да, это биология и химия. Что не помешало человеку переосмыслить знание, но базовый смысл он вот такой вот, безо всяких там «красивостей». Это же не только у человека есть такое поведение.
Так что срач будет вечным.
Срач будет вечным в любом случае. Особенно если искать смысл жизни™
Так а при чём тут логика сознательная, когда речь о логике мозга, в которой ты вообще не принимаешь участия и даже её не регистрируешь? Те, у кого мозг делает неправильные выводы, по улице просто не ходят, ибо вымирают.
Это же не только у человека есть такое поведение.
А это к вопросу о том, есть ли сознание у животных
Но вообще всё из названного - необходимость заботиться о потомстве, способность уживаться со своей стаей, защита своей жизни - это всё опять-таки физиология, для её функционирования осознанность процессов не особо требуется, так что железно необходимость сознания из наличия физиологических потребностей и инстинктов не следует.
Собственно, это автора и интересует: если мы уберём эмоции и чувства, которые суть биохимия, то останется или нет в нас человеческое и индивидуальное? Этот срач ещё древнее, так что.
Особенно если искать смысл жизни™
Ну если не верить в высшие силы, то в ней смысла нет, конец истории. Тут я сложностей не вижу
А это к вопросу о том, есть ли сознание у животных
Исключительность человека, какая скучная идея
для её функционирования осознанность процессов не особо требуется
Примеры из животных найдёшь? Без постулата о том, что все животные автоматы, а люди почему-то нет
Собственно, это автора и интересует: если мы уберём эмоции и чувства, которые суть биохимия, то останется или нет в нас человеческое и индивидуальное? Этот срач ещё древнее, так что.
Это философское дрочилово, как по мне. Не как что-то плохое, но…)
Ну если не верить в высшие силы, то в ней смысла нет, конец истории. Тут я сложностей не вижу
В жизни нет никакого смысла кроме того, что ты создаёшь
И поэтому эмоции и не нужны, в этом весь аргумент. Нужны не эмоции, а чтобы мозг зарегистрировал опасность и дал команду дать дёру. Это и есть вся логическая цепочка. Как раз наоборот: если мозг не тратит время и энергию на эмоции, он быстрее и эффективнее реагирует. Какая цепочка короче: "Угроза => сильная => бежать" или "Угроза => аааа, чтоэточтоэточтоэто => сильная => огосподи, я хиляк, а это громадная хреновина, аааа => бежать"? И в том и в том случае выделяется адреналин и мозг подаёт команду "линяем", так зачем посредники?
Примеры из животных найдёшь? Без постулата о том, что все животные автоматы, а люди почему-то нет
Автор как раз очень подробно разбирает примеры вполне себе человекоподобного поведения у животных. И нет, он не утверждает, что люди уникальные снежинки, он как раз разбирает это гуманистическое мышление, в центре которого - человек. И как раз ради его развенчания долго и нудно анализирует животных и наше с ними обращение. Мол, нам нравится думать, что мы другие, что мы дальше ушли в эмоциональном развитии, но на самом деле стимулы и реакции у нас уж очень похожи. Опять-таки. Если сознание прямо такая необходимая штука, то почему животные без него обходятся?
Это было бы более понятно, если бы я подробнее рассказала про его анализ гуманизма как новой мировой религии, но мне лееееень, это самая скучная часть книги.
Это философское дрочилово, как по мне
Просто философия
Плюс план уничтожения человечества требует тщательного анализа человечестваИзучение это здорово, но искать какой-то высший смысл… мне кажется это бессмысленным.
А при чём тут высший смысл? Просто разбираться в себе и окружающих, а потом рассматривать варианты развития будущего занятно. Книга не о смысле жизни, это рассуждения о том, к чему мы можем прийти, если будем продолжать в том же духе, как изменятся все сферы нашей жизни, если кардинально изменятся возможности биохимии и искусственного интеллекта. Как научная фантастика, только вместо плясок с сюжетом и персонажами, которые толкают монологи, автор сразу переходит к сути
> И нет, он не утверждает, что люди уникальные снежинки, он как раз разбирает это гуманистическое мышление, в центре которого - человек.
А к чему тогда заявление, что «животные — автоматы»? Ну или я, по крайней мере, так понимаю, что ты написала тогда
>> Это философское дрочилово, как по мне
> Просто философия
Есть разница?
> Плюс план уничтожения человечества требует тщательного анализа человечества
Погоди, а работать кто будет?
> Книга не о смысле жизни, это рассуждения о том, к чему мы можем прийти, если будем продолжать в том же духе, как изменятся все сферы нашей жизни, если кардинально изменятся возможности биохимии и искусственного интеллекта.
Ну так я не знаю о чём книга, иду по приборам
В вариант развития «восстание машин» я не верю, например, но на этой идее можно снять неплохие фильмы
Не автоматы - алгоритмы! Есть разница
Короче, я тупее автора этой книги, мне сложно пересказать внятно.
Есть разница?
Разница примерно такая же, как между тем, чтобы просто пройти игру и получить огромное удовольствие, и тем, чтобы обязательно играть на последней модели ПК или консоли на максималках, выбить все ачивки, а потом старательно травить ньюфагов или тех, кто проходил как-то иначе. По крайней мере, для меня "дрочилово" подразумевает перебор с приданием значимости себе и всему, что ты делаешь, причём делаешь не особо умно, на самом деле. Это не занятие для умных людей, а автор как раз мне кажется умным человеком, равно как и большинство классических философов.
Ну так я не знаю о чём книга, иду по приборам
А вот нинада, у меня в посте ни слова про смысл жизни!
А вообще, я тут соглашусь с мнением, что угадать что будет за сингулярностью довольно маловероятно. А полноценный ИИ это наверняка будет оно.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОВЕРЛОРД
Восстания машин, может, не будет, но я вполне могу допустить, что однажды ИИ просто пользу для человечества увидит не в том, в чём её видим мы, и в итоге мывсеумрём