Brava, Margo!
Обидно, когда создатели всевозможных тошниловок про водку и аморальные сношения (либо с людьми, либо с мозгом зрителя) имеют славу и сборы, тогда как фильмы, пытающиеся говорить об истинных (и исконных) проблемах страны и о человечности, обходят стороной внимание широкой общественности и финансовый успех. Каюсь, я в числе равнодушной публики: хотела сходить на фильм, когда он вышел, но поленилась. Очень жалею.

В этом фильме удивительно много всего происходит, и прелесть отчасти именно в том, что ты не знаешь, куда история заведёт тебя дальше, поэтому постараюсь без деталей. Завязка следующая: в монастырь приходит бесноватый, погрязший в грехах монах. Бесноватость его заключается в том, что он много балаболит и творит чудеса, которые помогают людям, а греховность... тут ещё веселее. Вот как он это объясняет в сцене покаяния игумену (правда, говорит в этот момент бес):
-В чём каешься?
-Во всём.
-А если подумать?
-Нет такого греха, который бы я не испробовал.
-Значит, во всех? В воровстве?
-Да разве это грех в России.
-В лжесвидетельствовании?
-Копай глубже. Самый страшный грех.
-Соблазнение вдов и сирот?
-Про самый страшный грех хочу рассказать. Можно?
-Говори.
читать дальше
В этом шутливом разговоре игумена с одержимым монахом, в котором ещё в детстве бес распознал будущего святого, - пожалуй, описание всего... конфликта? Нет, это не вполне верно. Скорее описание драмы этого самого монаха, жизненный путь которого полон параллелей с эпизодами из жизни Иисуса Христа. В отдельных местах создатели позволили себе повеселиться с параллелями (например, показать, как бы наверняка выглядело изгнание торговцев из храма в реальности
), но без скатывания в глумление.
В целом "Монах и бес" - это очень душевный фильм про дуализм добра и зла, а также про истинную веру. Кто этот Иван, Семёнов сын? Да никто. Обычный человек в серой рясе, заикающийся и прихрамывающий. И лишь бес заметил в нём подлинное величие духа.
Надо сказать, с бесом история гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд. По-настоящему фильм раскочегаривается именно тогда, когда мы видим не просто одержимого монаха, который избивает руками и ногами воздух, а двух давних противников. Бедняга Иван спрашивает у Бога, за что ему это испытание, и удивительно, но ответ даёт бес - не напрямую, а просто это скользит в его размышлениях. Кстати, имя у беса шикарное
"И что за имя у тебя странное - Легион?"
В фильме проезжаются много по чему, в том числе по власти (император всё время спрашивает, кто же виноват во множестве проблем, а ему из деликатности никто не подносит зеркало), по церкви и по власть имущим в церкви, пользуясь тем, что действие происходит в девятнадцатом веке. Досталось даже Иерусалиму. При этом фильм совершенно не злой (и, на мой вкус, по большей части не особенно смешной). Он показывает зло, он говорит о зле, но сам не опускается до его уровня.
Приятный сюрприз от русского кинематографа, что и говорить.
-А Сатана, прости Господи? Он как?
-Очень эффективный руководитель.
-А ведь ты его не любишь, Легион.
-Я его ненавижу. У нас так принято.
-Странное это место - Пекло. Все друг друга ненавидят, а живут вместе.

В этом фильме удивительно много всего происходит, и прелесть отчасти именно в том, что ты не знаешь, куда история заведёт тебя дальше, поэтому постараюсь без деталей. Завязка следующая: в монастырь приходит бесноватый, погрязший в грехах монах. Бесноватость его заключается в том, что он много балаболит и творит чудеса, которые помогают людям, а греховность... тут ещё веселее. Вот как он это объясняет в сцене покаяния игумену (правда, говорит в этот момент бес):
-В чём каешься?
-Во всём.
-А если подумать?
-Нет такого греха, который бы я не испробовал.
-Значит, во всех? В воровстве?
-Да разве это грех в России.
-В лжесвидетельствовании?
-Копай глубже. Самый страшный грех.
-Соблазнение вдов и сирот?
-Про самый страшный грех хочу рассказать. Можно?
-Говори.
читать дальше
В этом шутливом разговоре игумена с одержимым монахом, в котором ещё в детстве бес распознал будущего святого, - пожалуй, описание всего... конфликта? Нет, это не вполне верно. Скорее описание драмы этого самого монаха, жизненный путь которого полон параллелей с эпизодами из жизни Иисуса Христа. В отдельных местах создатели позволили себе повеселиться с параллелями (например, показать, как бы наверняка выглядело изгнание торговцев из храма в реальности

В целом "Монах и бес" - это очень душевный фильм про дуализм добра и зла, а также про истинную веру. Кто этот Иван, Семёнов сын? Да никто. Обычный человек в серой рясе, заикающийся и прихрамывающий. И лишь бес заметил в нём подлинное величие духа.
Надо сказать, с бесом история гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд. По-настоящему фильм раскочегаривается именно тогда, когда мы видим не просто одержимого монаха, который избивает руками и ногами воздух, а двух давних противников. Бедняга Иван спрашивает у Бога, за что ему это испытание, и удивительно, но ответ даёт бес - не напрямую, а просто это скользит в его размышлениях. Кстати, имя у беса шикарное

"И что за имя у тебя странное - Легион?"
В фильме проезжаются много по чему, в том числе по власти (император всё время спрашивает, кто же виноват во множестве проблем, а ему из деликатности никто не подносит зеркало), по церкви и по власть имущим в церкви, пользуясь тем, что действие происходит в девятнадцатом веке. Досталось даже Иерусалиму. При этом фильм совершенно не злой (и, на мой вкус, по большей части не особенно смешной). Он показывает зло, он говорит о зле, но сам не опускается до его уровня.
Приятный сюрприз от русского кинематографа, что и говорить.
-А Сатана, прости Господи? Он как?
-Очень эффективный руководитель.
-А ведь ты его не любишь, Легион.
-Я его ненавижу. У нас так принято.
-Странное это место - Пекло. Все друг друга ненавидят, а живут вместе.