Brava, Margo!
— И всё-таки, скажи, ты задавался когда-нибудь вопросом:
повторил бы ты свой жизненный путь, доведись тебе прожить ещё раз?
— Кто же им не задавался!..
— И каков ответ?
— Он настолько глуп, что не хочется его озвучивать.
— И не надо. И так понятно.

Спойлеры. Большие и серьёзные, как мои рыдания этим зимним майским вечером.

Мир вокруг Эмиля Боева рушится. Всё, во что он верил, всё, что он и его народ строил, теперь в руинах. Его неприлично голубоглазый генерал в тюрьме. Его друзья вышвырнуты на улицу. Его самого свои же пытаются подставить. Он встречает свою пепельно-серую старость с типичной боевской насмешливой меланхолией. Кажется, что он так и будет уклоняться от попыток подставить либо убить его, так и будет пить кофе с депрессивным Бориславом и ждать смерти.

Но тут ему дают задание. Якобы нужно постараться на благо родины и выудить у сбежавшего за рубеж бандита нечестным образом нажитые деньги. Хотя Боев, конечно же, сразу понимает, что от него требуют переложить миллионы из одного бандитского кармана в другой. Это так же ясно, как и то, для чего появился вдруг "знакомый писатель", то есть как бы Райнов. Этот писатель нужен потому, что от первого лица сам себе некролог не напишешь.

Впрочем, он нужен и для забавных заметок о творчестве и о том, как к нему относится Боев.

Творческие цитаты

Книга делится на три части - три акта. И вместе с холмом кривой сюжета движется и общее настроение: от кромешной печали к веселью и обратно во тьму. Не то чтобы во втором акте не происходит ничего грустного или страшного, просто здесь привычный юмор. Он убаюкивает и отвлекает от предчувствий смерти.

Весёлые цитаты

Кроме того, внезапно, почти случайно (ну, насколько могут быть случайны встречи с ним) Боеву встречается Сеймур. И это тоже боль: тот факт, что его враг теперь ему ближе, чем те, кто захватили власть в его стране. Сеймур, впрочем, не злорадствует. Ведь для того, чтобы радоваться подтверждению, нужно изначально верить во что-то.

Сеймуровские цитаты

Но сосредоточие пронзительной боли — это Борислав. Я понимаю, что Райнову было больно. Я понимаю, что он был зол. Но почему расплачиваться должен был Борислав? Почему он должен был похоронить жену, с которой ему не дало пожить то самое руководство, которое отняло у его всё остальное? Почему он должен был вбивать неприметный безымянный крест в могилу лучшего друга, убитого у него на глазах? Убитого невидимым врагом из рядов людей, которых Борислав некогда считал своими. Почему он должен был плакать рядом с этим разрушенным, поросшим травой детским домом вместе с писателем?

В общем-то, настроение Борислава и его старость выражены в одном разговоре с Боевым:
— Речь не о нём. Речь о тебе. Ты действительно болен.
— Я не болен. Я мёртв.

Именно этой репликой можно заменить любую реплику Борислава.

Грустные цитаты

Это жестокая книга. Я знаю, что с художественной точки зрения это лучший финал для серии. Во всяком случае, логичный и лучше выписанный, чем "Хвали утро вечером". И всё-таки нелепые проводы лучше последних. И всё-таки я не хотела рыдать весь этот вечер. И всё-таки это - чудовищное, бессердечное завершение серии:

"— Ну, иди же, — снова кричит Борислав. — Опаздываем.
Тоже мне — «опаздываем»...
Как будто его кто-то ждёт дома...
Если не считать одиночества и тишины отчаяния".

@темы: Слава Болгарии, Книги, Цитаты