Brava, Margo!
Я обожаю преступления. Нет, не так.
Мало что радует и вдохновляет так, как убийства. Тоже не то.

Короче, книги, поверхностно излагающие комичные в своём сумасшествии преступления и судьбы, - это всегда радость для меня. "Убийственный Париж" тоже, как и "Век криминалистики", не заслужил быть заброшенным - правда, на каких-то полгода, - просто так уж сложилось.

Реальные преступления Трофименков описывает самые разнообразные, от безобидной аферы с Эйфелевой башней (нет, не той самой) до доктора-изувера с крематорием и разделочной "два в одном". Встречаются также многочисленные упоминания тёплой дружбы политиков и полицейских с бандитами. Ну и конечно, терракты и ограбления, куда без них. По поводу последнего: очень боялась, что Люпена не упомянут ни разу. Боялась зря, он упомянут несколько раз, причём не всегда к месту.

Автор тоже сам по себе экспонат, конечно: большая язва, коллекционер громких имён, летописец заскоков. В его исполнении даже совсем жуткие преступления (а большинство из них как минимум чудовищно печальны) сложно воспринимать близко к сердцу, расстраиваясь и переживая. Наверное, потому что его больше интересуют пёстрые шаржи на эксцентричных преступников и город, который их питает и подначивает, нежели преступление как социальный феномен, как трагедия. Описание преступлений у него не цель, а средство, если не сказать - повод. Можно по-разному к такому относиться - мне это понравилось. Не понравилась грузность отдельных предложений - они так составлены, что приходилось по нескольку раз их перечитывать, чтобы понять, какое слово к чему относится. Это не особенно часто, но всё же попадалось. А, и ещё порой уж слишком автор смакует быдло-лексикон, на мой вкус. То есть я не считаю это объективным минусом (учитывая тематику-то), просто... Не знаю, в такие моменты я чувствовала себя подростком, перед друзьями которого родители решили блеснуть знанием мемов пятилетней давности, чтобы выглядеть крутыми.

Но вернёмся к сути. В общем, здесь собраны преступления на любой вкус, и все поданы с мрачным юморком. Принцип упорядочения преступлений не хронологический, а географический - автор движется по округам Парижа. Фишка эта, пожалуй, будет приятна лишь знатокам Парижа или отважным читателям, готовым каждую главу сверяться с картой. Зря они поместили такую бестолковую зарисовку контуров улиц Парижа на форзаце с подписанными достопримечательностями - надо было такую карту, чтобы были пронумерованы округа. А так я только порадовалась, когда речь зашла о месте рядом с нашим отелем, остальное просвистело мимо.

Практически после каждой главы есть перечень фильмов и сериалов, в которых фигурировали главные (а иногда и второстепенные) её герои. Сначала меня это удивило и расстроило - почему, ну почему не список литературы, ну вашу ж мать, счастье было так близко... Потом ещё раз перечитала аннотацию, которую последний раз читала, наверное, полгода назад: автор-то кинокритик. Всё ясно, претензия снята.

Кому не рекомендую читать:
-тем, кто жаждет аппетитных подробностей кровяки и кишок. Этого тут нет, автора, повторюсь, совершенно другое интересует: преступники и город, их взаимодействие;
-фиялкам. Люди гибнут пачками, есть несколько тошнотворно жутких смертей (они почти никогда не описываются в кровожадных подробностях, но достаточно и скупых заметок, чтобы представить себе этот ужас), есть терракты и бордели, продажность полицейских подаётся как нечто само собой разумеющееся, автор никого не ОСУЖДАЕТ из этих моральных уродов, даже веселится, и т.д. Ну и самое страшное: есть мат;
-толерастам. В книге есть такие кошмарные слова, как "негр", "псих" и "педераст" (и есть минимум один персонаж, к которому применимы все три слова).

Всем остальным, кто тоже любит подобные криминальные кунсткамеры, добро пожаловать.

Несколько цитат для иллюстрации формы и содержания

P.S. Я не понимаю, каким образом автор виноват в том, что нытики с Лайвлиба недополучили мясца и ужасов. Ни в названии, ни в аннотации никто им не обещает рассказать страшилки. Более того, если вы по первой же главе не поняли, что автор будет глумиться абсолютно надо всеми, невзирая на тяжесть преступлений, и любит жонглировать именами... Ну это ваши проблемы. Сама не фанат полицейских разборок, наркоторговцев, проституции и прочей скучной грязи, однако всё это - яркие и необходимые штрихи для портрета "убийственного Парижа". Как иначе покажешь криминальное безумие, пропитавшее этот город и эту страну?

@темы: Во имя багетов и революсьон, Книги, Цитаты