Brava, Margo!
Теперь я прочла всю холмсиану. Жалею только о том, что не сделала этого раньше 
Вообще об уме Дойла говорит уже одно только то, что он действительно остановился на "Архиве Шерлока Холмса", как и объявил в предисловии, прекрасно осознавая, что и этот сборник уже был лишним. "Его прощальный поклон" был бы идеальным... гм, прощальным поклоном для Холмса. Не "Возвращение", конечно, но по крайней мере по-прежнему бодрые истории и патриотизм. "Архив Шерлока Холмса" уже не был нужен. Ритм не тот, преступления не те, Холмс не тот. Сложно объяснить, почему, и всё-таки этот сборник несравнимо слабее любого предыдущего произведения.
Забавно, что при этом именно по рассказу из этого сборника, "Камень Мазарини", была создана лучшая серия "Шерлока Холмса в 22 веке" - The adventure of the Mazarin chip, за подробностями сюда.
Итого в порядке убывания обожания*:
1) "Возвращение Шерлока Холмса" - идеально, шикарно, восхитительно, все лучшие рассказы, за исключением разве что "Последнего дела", собраны именно здесь;
2) "Долина ужаса" - Дойл ещё раз доказывает, что главные ужасы - это не бабайки, а реальная жизнь. Флэшбек, дивный флэшбек, навевающий невольные ассоциации с Россией девяностых. И Мориарти. Всё лучше с Мориарти;
3) "Этюд в багровых тонах" - без комментариев, всё отлично, кроме затянутости мормонского флэшбека;
4) "Приключения Шерлока Холмса" - самый родной;
5) "Его прощальный поклон" - я не могла не поставить выше "Записок" сборник, где есть присланные в коробке уши, Дьяволова нога и спойлер . А так они более-менее на одном уровне для меня;
6) "Записки о Шерлоке Холмсе" - не то чтобы он так сильно хуже остальных, просто пункты 1-4 сильно лучше;
7) "Архив Шерлока Холмса" - выход на бис после прощального поклона вышел так себе. Но всё равно Холмс душечка, Ватсон прелесть, а перемены лица повествования очень странные. КТО ЭТО ТРЕТЬЕ ЛИЦО? Мы никогда не узнаем;
8) "Знак четырёх" - прости, Мэри, но тебе выпала наименее интересная история. "Архив Шерлока Холмса" был бестолковее, бледнее, поспешнее - и притом всё же более... холмсовским? Не знаю, шарики не радуют и всё.
* "Собака Баскервилей" вне конкурса, по двум взаимосвязанным причинам. Я её не перечитывала с подростковых лет и не собираюсь. Потому что единственная истинная "Собака Баскервилей" - советская "Собака Баскервилей". Переубеждать меня бесполезно, я в секте этого фильма. В связи с данными убеждениями не могу оценивать литературный оригинал отдельно, могу только сказать, что в первую тройку он бы точно не вошёл.

Вообще об уме Дойла говорит уже одно только то, что он действительно остановился на "Архиве Шерлока Холмса", как и объявил в предисловии, прекрасно осознавая, что и этот сборник уже был лишним. "Его прощальный поклон" был бы идеальным... гм, прощальным поклоном для Холмса. Не "Возвращение", конечно, но по крайней мере по-прежнему бодрые истории и патриотизм. "Архив Шерлока Холмса" уже не был нужен. Ритм не тот, преступления не те, Холмс не тот. Сложно объяснить, почему, и всё-таки этот сборник несравнимо слабее любого предыдущего произведения.
Забавно, что при этом именно по рассказу из этого сборника, "Камень Мазарини", была создана лучшая серия "Шерлока Холмса в 22 веке" - The adventure of the Mazarin chip, за подробностями сюда.
Итого в порядке убывания обожания*:
1) "Возвращение Шерлока Холмса" - идеально, шикарно, восхитительно, все лучшие рассказы, за исключением разве что "Последнего дела", собраны именно здесь;
2) "Долина ужаса" - Дойл ещё раз доказывает, что главные ужасы - это не бабайки, а реальная жизнь. Флэшбек, дивный флэшбек, навевающий невольные ассоциации с Россией девяностых. И Мориарти. Всё лучше с Мориарти;
3) "Этюд в багровых тонах" - без комментариев, всё отлично, кроме затянутости мормонского флэшбека;
4) "Приключения Шерлока Холмса" - самый родной;
5) "Его прощальный поклон" - я не могла не поставить выше "Записок" сборник, где есть присланные в коробке уши, Дьяволова нога и спойлер . А так они более-менее на одном уровне для меня;
6) "Записки о Шерлоке Холмсе" - не то чтобы он так сильно хуже остальных, просто пункты 1-4 сильно лучше;
7) "Архив Шерлока Холмса" - выход на бис после прощального поклона вышел так себе. Но всё равно Холмс душечка, Ватсон прелесть, а перемены лица повествования очень странные. КТО ЭТО ТРЕТЬЕ ЛИЦО? Мы никогда не узнаем;
8) "Знак четырёх" - прости, Мэри, но тебе выпала наименее интересная история. "Архив Шерлока Холмса" был бестолковее, бледнее, поспешнее - и притом всё же более... холмсовским? Не знаю, шарики не радуют и всё.
* "Собака Баскервилей" вне конкурса, по двум взаимосвязанным причинам. Я её не перечитывала с подростковых лет и не собираюсь. Потому что единственная истинная "Собака Баскервилей" - советская "Собака Баскервилей". Переубеждать меня бесполезно, я в секте этого фильма. В связи с данными убеждениями не могу оценивать литературный оригинал отдельно, могу только сказать, что в первую тройку он бы точно не вошёл.