Brava, Margo!
Я хоть убей не понимаю, почему фанаты так бушуют из-за нежелания CBS продолжать позволять фанатам снимать свои фильмы и сериалы по "Стар треку". Слово "правообладатель" подразумевает, что обозначенный им человек обладает неким правом, как правило, - эксклюзивным.
Люди понимают, что с точки зрения закона не только масштабные работы вроде игр, фильмов, сериалов и книг, но и фанфики, фанарты, фанвидео - всё это незаконно, безотносительно того, проставил автор дисклеймер или нет? Просто обычно авторы смотрят на это сквозь пальцы, потому что им это никак не вредит, чаще даже работает как вирусная реклама. А вообще-то, по-хорошему, вы не можете создавать свои произведения на основе произведения, на которое у вас нет прав. Не говоря уже о его продаже. Все эти магнитики с символикой любимых фильмов и сериалов, которые штампуются к конам на продажу? Это нарушение закона.
Кстати, дисклеймер - штука, которая вас оберегает от обвинения в плагиате (потому что плагиат - присвоение себе авторства чужого произведения), но не от нарушения авторского права как такового. Не стоит считать дисклеймер защитной пентаграммой, которую демоны-копирасты переступить не в силах.
Насколько обоснованна передача прав на произведение наследникам - это вопрос отдельный. У меня нет цельного, взвешенного мнения по этому поводу, поэтому не берусь рассуждать. Факт в том, что создатели фанатских фильмов и сериалов не имели отношения к созданию оригинального "Стар трека", иначе бы у них не было этих проблем. Это не их персонажи, не их вселенная, всё не их, кроме разве что сюжетов. Называйте всё своими словами: они паразитируют на любимом произведении.
Я понимаю, что это делается для развлечения, что они это от любви и т.д. Хотя сомневаюсь, что фанаты не имеют никакой финансовой выгоды со своих постановок: съёмки сжирают огромное количество времени, сил и ресурсов, и если только эти ребята не являются потомственными миллионерами (блин, родилась сейчас пендер-АУ) или не пользуются покровительством щедрого мецената, то возникает вопрос: откуда у них берутся время и деньги? Возможно, я чего-то не знаю, и они совмещают работу со съёмками, и таким образом финансируют свои постановки. Однако для того, чтобы фактор финансовой выгоды был полностью исключён, создатели этих произведений должны распространять их бесплатно, отказаться от рекламы, не брать деньги за участие в конвенциях, не продавать мерчендайз и т.д. Впрочем, это всё равно будет правонарушением, просто тогда не будет лицемерия.
Я также презираю неканоничные продолжения, которые хоть как-то считаются каноном потому, что их официально признала студия/издательство. Проблема в том, что последние также являются паразитированием, но не являются правонарушением: ещё раз, у них есть одобрение правообладателя. Почему? Потому что правообладатель заслуженно (или не очень) получает от этого выгоду.
Студия может, опять-таки, смотреть сквозь пальцы на фанатское творчество. А может и покарать. Повторяем ещё раз: правообладатель - тот, кто обладает правом. Ребята из CBS не обязаны были идти ни на какие уступки фанатам. Особенно если те собирают деньги на создание своих произведений и потом имеют финансовую выгоду с их распространения.
Другое дело, что это был непродуманный ход с точки зрения пиара для CBS. Давайте будем честными: на данный момент целевая аудитория нового сериала выглядит следующим образом. Смотреть его будут в основном всё те же упоротые фанаты, многие из которых смотрят и поддерживают фанатские же постановки. Большинство любопытных отвалится после пилотной серии (часть из них - слоупоки из фэндома ребута, которые разочаруются отсутствием Пайна и ко). Следовательно, фанатов СТ лучше не злить лишний раз - это ваша основная аудитория. Это я говорю на данный момент, мало ли, вдруг американская аудитория нас удивит.
Впрочем, это сработало как обоюдный пиар в узких кругах. Так что, может, они и знают, что делают.
Но в любом случае, каким бы придурочным ходом это не казалось, CBS имеет на это полное право. Не надо считать их козлами за то, что они защищают свои финансовые интересы законными способами.
Люди понимают, что с точки зрения закона не только масштабные работы вроде игр, фильмов, сериалов и книг, но и фанфики, фанарты, фанвидео - всё это незаконно, безотносительно того, проставил автор дисклеймер или нет? Просто обычно авторы смотрят на это сквозь пальцы, потому что им это никак не вредит, чаще даже работает как вирусная реклама. А вообще-то, по-хорошему, вы не можете создавать свои произведения на основе произведения, на которое у вас нет прав. Не говоря уже о его продаже. Все эти магнитики с символикой любимых фильмов и сериалов, которые штампуются к конам на продажу? Это нарушение закона.
Кстати, дисклеймер - штука, которая вас оберегает от обвинения в плагиате (потому что плагиат - присвоение себе авторства чужого произведения), но не от нарушения авторского права как такового. Не стоит считать дисклеймер защитной пентаграммой, которую демоны-копирасты переступить не в силах.
Насколько обоснованна передача прав на произведение наследникам - это вопрос отдельный. У меня нет цельного, взвешенного мнения по этому поводу, поэтому не берусь рассуждать. Факт в том, что создатели фанатских фильмов и сериалов не имели отношения к созданию оригинального "Стар трека", иначе бы у них не было этих проблем. Это не их персонажи, не их вселенная, всё не их, кроме разве что сюжетов. Называйте всё своими словами: они паразитируют на любимом произведении.
Я понимаю, что это делается для развлечения, что они это от любви и т.д. Хотя сомневаюсь, что фанаты не имеют никакой финансовой выгоды со своих постановок: съёмки сжирают огромное количество времени, сил и ресурсов, и если только эти ребята не являются потомственными миллионерами (блин, родилась сейчас пендер-АУ) или не пользуются покровительством щедрого мецената, то возникает вопрос: откуда у них берутся время и деньги? Возможно, я чего-то не знаю, и они совмещают работу со съёмками, и таким образом финансируют свои постановки. Однако для того, чтобы фактор финансовой выгоды был полностью исключён, создатели этих произведений должны распространять их бесплатно, отказаться от рекламы, не брать деньги за участие в конвенциях, не продавать мерчендайз и т.д. Впрочем, это всё равно будет правонарушением, просто тогда не будет лицемерия.
Я также презираю неканоничные продолжения, которые хоть как-то считаются каноном потому, что их официально признала студия/издательство. Проблема в том, что последние также являются паразитированием, но не являются правонарушением: ещё раз, у них есть одобрение правообладателя. Почему? Потому что правообладатель заслуженно (или не очень) получает от этого выгоду.
Студия может, опять-таки, смотреть сквозь пальцы на фанатское творчество. А может и покарать. Повторяем ещё раз: правообладатель - тот, кто обладает правом. Ребята из CBS не обязаны были идти ни на какие уступки фанатам. Особенно если те собирают деньги на создание своих произведений и потом имеют финансовую выгоду с их распространения.
Другое дело, что это был непродуманный ход с точки зрения пиара для CBS. Давайте будем честными: на данный момент целевая аудитория нового сериала выглядит следующим образом. Смотреть его будут в основном всё те же упоротые фанаты, многие из которых смотрят и поддерживают фанатские же постановки. Большинство любопытных отвалится после пилотной серии (часть из них - слоупоки из фэндома ребута, которые разочаруются отсутствием Пайна и ко). Следовательно, фанатов СТ лучше не злить лишний раз - это ваша основная аудитория. Это я говорю на данный момент, мало ли, вдруг американская аудитория нас удивит.
Впрочем, это сработало как обоюдный пиар в узких кругах. Так что, может, они и знают, что делают.
Но в любом случае, каким бы придурочным ходом это не казалось, CBS имеет на это полное право. Не надо считать их козлами за то, что они защищают свои финансовые интересы законными способами.