Правосудие? Но я не служу закону, Ватсон. Я служу справедливости.
Я всё ещё не могу нарадоваться на угрозу Холмса убить Ватсона. Во-первых, это как будто написал Леблан, во-вторых, это само по себе прекрасно. Не знаю, как они смогут превзойти эту реплику в последующих играх, это вершина их мастерства.
Кроме того, я установила с 99,9%-ной вероятностью, что Холмс - вампир. И нет, я не знаю, зачем ему эта картина с девочкой с кастрюлей на голове. Даже если это какой-то классический портрет, это не объясняет причину, по которой Холмс его хранит в таком виде в своей гримёрке. Под эту девочку он не маскировался. А жаль.
Теперь к игре. Даже не знаю, с чего начать: с геймплея, сюжета или атмосферы - они довольно-таки взаимосвязаны, и сложно говорить о чём-то одном, не затрагивая остальное. Начну с атмосферы, поскольку она всё же служит общим фоном. Уайтчепел - омерзительнейшее место, в котором ты не хочешь находиться: мрачные грязные улицы, валяющиеся на тротуаре пьяницы, худющие нищие, растрёпанные проститутки, озлобленные дети-попрошайки, бордель с попыткой налёта элитарности, помойка под лестницей к квартирам... Всё здесь отдаёт гнусью, вонью, безнадёжностью. Иными словами, атмосфера создана просто на ять.
И дело даже не только в этой визуальной составляющей. Как только объявляется Джек-потрошитель, в районе начинаются волнения. Стоит газетам или полиции хотя бы заикнуться о кандидатуре подозреваемого - и местные жители начинают его травлю, лишь каким-то чудом тут не линчевали троих невиновных. Не забыли тут и про расовые/национальные распри В этом районе живут самые евреистые евреи, каких я когда-либо видела в произведениях: иудеи с этими их шляпами и пейсами, говорящие с гнусавым картавым акцентом и добавляющие "таки" после каждого пятого слова. Само собой, им тоже приходится нелегко, и это стало одним из важных сюжетных моментов.
Короче говоря, Уайтчепел получился очень противный, но при этом очень живой, населённый самыми разными людьми: и матёрыми преступниками, и опустившимися нищими, и порядочными торговцами, которые честным трудом зарабатывают себе нужные гроши на проживание (см. евреи), и жуликами не от хорошей жизни (см. Хардиман)... Плюс я почти уверена, что встретила там Люпена, и голос тоже был его британского альтер-эго, WTF.
Прежде чем говорить про сюжет, скажу про саундтрек. Он здесь состоит из классических композиций - подозреваю, таким образом разработчики решили сэкономить на хорошей музыке. И я, в принципе, их не виню и ничего против не имею (хотя "Пляска смерти" в сцене погони за Люпеном безумно отвлекала). Для Бэйкер стрит они выбрали душевную композицию Чайковского ("Мелодия" оп. 42 № 3 или как-то так). Она красивая и приятная, но зверски мотивирует побыстрее разделаться с пазлами на Бэйкер стрит: очень сложно сосредоточиться на логической задаче, когда скрипка начинает нагнетать своё патетическое верещание. Исполнение непосредственно из игры без тиканья часов не нашла, поэтому впихну сюда исполнение, которое более-менее похоже по звучанию.
Прорва текста. Будут спойлеры. В том числе финала.Про сюжет. Как и следует ожидать из названия, Джек-потрошитель начинает кромсать жертв одну за другой. Холмс берётся за дело без особого энтузиазма, но постепенно оно полностью поглощает его. Кстати говоря, имена жертв - те же, что и в реальности. Также TVTropes пишет, что имена всех значимых персонажей, кроме Холмса и Ватсона тоже взяты из реальности (я проверила парочку, действительно нашлись). Поэтому по большому счёту это напомнило мне рассказ "Тайна Мари Роже", в котором Эдгар По под видом детективного рассказа высказал своё мнение о том, как и почему случилось загадочное реальное преступление. Только с тупыми пазлами, расчленёнкой и злобным детсадовским юмором.
Сюжет действительно увлекает, потому что ты не знаешь, успеет ли Холмс спасти хоть кого-нибудь из жертв, которых, как мы знаем, в реальности спасти не удалось. И, конечно же, ломаешь голову вместе с ним. В общем-то мне в сюжете всё понравилось, включая визит в дом мошенников, которые находят "медиуму" трупы, похожие на давно умерших людей, чтобы он мог их "воскрешать" на своих сеансах. Ладно, Ватсон, которого тошнило от глиняной фигурки, на которой Холмс воспроизвёл ранения одной из жертв, мне показался немного странным (он врач! Он военный врач! Какого чёрта?), но впрочем, это вполне в духе Ватсона в этой серии игр. В Awakened его уже ничего не парит - он убил четырёх человек (одного случайно, признаю) и ужасно этим гордился, а потом вспорол трупу брюхо саблей, чтобы достать ключ из его желудка. Быстро покемон эволюционировал, ничего не скажешь.
Но больше всего в сюжете мне понравилось два момента. Один не очень спойлерный и всё же раскрывающий сюжетный момент, другой - совсем спойлерный. Итак, первый. Рядом с местом очередного преступления констебль поздно ночью (или очень рано утром) нашёл окровавленный кусок ткани из одежды жертвы, а над ним - надпись на стене, указывающую на то, что убийца - еврей. Поскольку эта надпись появилась в районе еврейских магазинчиков и, как я уже говорила, антисемитизм тут и так уже бурно расцветает, полицейский принимает решение стереть надпись, чтобы она не привела к массовым побоям евреев. Это произошло в реальности, поэтому я не могу полностью приписать заслугу в этой замечательной сцене и той моральной проблеме, которую она поднимает, сценаристам. Но меня порадовал комментарий Холмса о том, что тот, кто решился стереть надпись, - мудрый и храбрый человек. Не могу с уверенностью сказать, что ценнее: сохранение потенциальной улики, которая может помочь раскрыть ужаснейшие преступления, или предотвращение потенциальных массовых побоев, - но я всё равно согласна с Холмсом.
Вторая замечательная часть сюжета - это финал. Он вышел на удивление впечатляющим, эмоциональным и кинематографичным, хотя графика игры, казалось бы, не должна позволить достичь такого эффекта.
Сцена, в которой Джек-потрошитель без единого слова признаётся Холмсу в содеянном и показывает, как он совершал убийства, вызвала у меня тошноту и озноб. Никакой крови на экране не было, никаких флэшбеков, - просто одержимый воспоминанием сумасшедший, которого выхватывает озеро света во тьме, кромсал рукой воздух. С той же радостью от совершения насилия, что и во время убийств.
И объяснение того, почему личность Джека-потрошителя осталась неизвестной, если Шерлок Холмс нашёл его, мне тоже понравилось. Теперь совсем-совсем спойлер, последний шанс одуматься.Убийцей оказался представитель еврейской общины, который сотворил кое-что глубоко и бесповоротно отвратительное помимо убийств - скармливал этой самой общине человеческое мясо и использовал для нарезки кошерного мяса тот же нож, что и для убийств проституток. Ватсон негодует, что Холмс не выдал Джека-потрошителя полиции. На что Холмс отвечает, что он не может допустить подобного. Как мы можем посметь, спрашивает он, объявить всей Англии, что убийства совершал иудей-семьянин, который к тому же сделал нескольких других иудеев невольными каннибалами? Холмс замечает, что да, разумным людям понятно: не все евреи маньяки, если один из них оказался таковым, но это не спасёт от взрыва антисемитских настроений у более простой, так скажем, публики. Опасаясь погромов и насилия, к которым могло бы привести объявление личности преступника, Холмс между законом и справедливостью выбрал последнее: он предоставил иудеям заключение преступника и сохранил его личность в тайне. Это чертовски умиротворяющая концовка, одна из лучших в серии.
И мне по-прежнему нравятся их отсылы к произведениям Дойла. Отсылы жирные, прямолинейные и несложные, но оттого не менее приятные (ПОТОМУ ЧТО Я ИХ ПОНИМАЮ, ГА-ГА-ГА): -Ватсон, стоя перед закрытой дверью в комнату Холмса: "Вы когда-нибудь собираетесь выходить? Если продолжите сидеть взаперти, я не смогу писать о ваших приключениях - только об этой двери!" -"И ещё [принесите] моё кепи. То, что пылится в шкафу, но все почему-то считают, что я хожу в нём круглые сутки". -"Кроме того, очевидно, вы не можете писать об этом расследовании. Лучше всего было бы представить историю, которая в эти мрачные времена унесла бы нас подальше от Лондона... В которой мы бы преследовали, ну, что-нибудь невероятное - ну, скажем, пса-призрака, светящегося по ночам!"
Теперь про геймплей. Он здесь типичный для серии, с двумя отличиями. Первое: пазлы здесь безумно простые, а те, что чуть посложнее, разгадываются методом тыка. После мозговыворачивающей игры про противостояние с Арсеном Люпеном, который был просто беспощаден к Шерлоку и игрокам, видимо, Frogwares решили сжалиться. Здесь игрока заботливо водят за ручку, каждый раз проговаривая, что и как нужно сделать. Особенно расстроило это в пазле с проституткой и валерианкой. Холи щит, этот пазл меня прибил на полчаса.
Итак, Холмс дал проститутке-котофобу валерианку под видом духов, чтобы выпросить у неё информацию. Она говорит, что в полицейском участке, куда нужно проникнуть Холмсу, сейчас всего один инспектор. Вроде бы она обещала рассказать больше, а сказала только это, затем послала Холмса в дальние леса. Ему теперь нужно как-то отвлечь и выманить инспектора, чтобы он мог поболтать с заключённым. Этого он достигает очевиднейшим способом. А именно: находит своих мальчишек-подопечных, покупает целую тележку кебаба (?), говорит мальчикам, чтобы они приманили на кебабы столько кошек, сколько найдут, и притащили их всех на улицу рядом с углом, на котором стоит эта проститутка. А затем велит, так сказать, выпустить Кракена. ХОЛМС, ТЫ УЖАСНЫЙ, УЖАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК Где-то рядом в этот момент давился восторженным смехом охреневший от такого поворота событий Люпен.
Я обожаю фееричность и тупизну этого пазла и сцены в целом. Однако расстраивает то, что тебе не дали возможность вычислить это решение самому. Отдавая валерианку Холмсу, глава борделя упоминает эффект, который она оказывает на кошек. Затем подворачивается книга, сообщающая ту же информацию. Наконец, Холмс чуть ли не прямым текстом говорит, как только проститутка побрызгалась валерианкой, что нужно теперь найти котов. Зачем так всё упрощать-то? Я бы поняла это, если бы они сделали детский рейтинг, но нет, это же Джек-потрошитель. Что за фигня? Надеюсь, они вернутся к балансу мозговыноса и возможности вычислить разгадку самому, не прибегая к сумасшествию, - достигли же они этого в двух других играх.
Второе отличие игры - новшество в исследовании места преступления. Первый же вопрос, который у меня возник, когда я посмотрела на название: как Холмс будет осматривать изувеченные трупы? Нужно будет рассматривать кишки и кровищу? На самом деле нет, разработчики довольно остроумно выкрутились. Холмс никогда не прибывает на место преступления до полиции, поэтому к моменту его появления тела уже нет, остаётся только рисунок на полу. Сейчас уже не могу вспомнить, это реально рисунок или картина, которую Холмс воссоздаёт в воображении по отчётам судмедэкспертов, но рассматривает игрок под лупой в итоге нарисованные трупы с перерезанным горлом. Хочу сказать, от этого не менее грустно и противно, и это радует: люблю, когда подобные кошмары передают через условности.
Осмотрев место преступления, Холмс приступает к дедукции. Из каждой улики нужно сделать определённый вывод, который иногда вкупе с другими уликами приводит к другому выводу, окончательному. Также предоставляется возможность перебирать мотивы преступления и составлять "портрет" Джека-потрошителя на манекенах по описаниям свидетелей. Словом, всё, что не пазлы, было безумно увлекательно.
Пожалуй, могу назвать всего один минус геймплея: я наткнулась на два бага, довольно серьёзных. Первый был связан с пазлом с трубами - я перебрала все варианты, которые пришли мне в голову, воспроизвела все варианты из всех прохождений - без толку. Помогла только загрузка чужого сохранения (БОЖЕ ХРАНИ ИНТЕРНЕТ). Второй баг уже приключился на определении места, где живёт Джек-потрошитель. К счастью, он приключился не у меня одной - на Стиме нашлось обсуждение, где люди объяснили, как обойти его. В остальном всё было гладко.
Короче говоря, игра мне безумно понравилась прежде всего сюжетом, атмосферой и персонажами - собственно тем, что я в первую очередь ищу в квестах. Однако это всё же игра, поэтому хотелось бы, чтобы мне предоставляли хоть какую-то возможность консультироваться с прохождением каждые пять минут думать самостоятельно. Иначе и радости от интеллектуальной победы несравнимо меньше, а о чувстве удовлетворения и говорить даже не приходится. Как будто ты играешь в поддавки на улицах Уайтчепела. Посмотрим, что они там наворотили в следующей части.
P.S. К более низким материям, которые не относятся ни к атмосфере, ни к сюжету, ни к геймплею. Кажется, у меня фетиш: ноги Холмсов То есть до этого мне местный Холмс в эстетическом плане был как-то никак - не бесил и не вызывал восторга. Но стоило ему вот так вот встать и скрестить ноги - и всё, что-то во мне замкнуло. У тебя плюс один юный поклонник, чувак
@музыка:
Debbie Wiseman - The mask of prince Sernine