Brava, Margo!
-А как принято обращаться к авторам?
-По имени и фамилии. По большей части они принадлежат к человеческому сообществу.
-Даже Истон Эллис?
-По имени и фамилии. По большей части они принадлежат к человеческому сообществу.
-Даже Истон Эллис?
Начну с того, что я бы ещё сомневалась, покупать "Читалку" или нет, кабы не оформление. На этой картинке (мне было лень копать дальше Лайвлиба) это плохо видно, но книжечка маленькая, по формату действительно практически электронная читалка, в плотной суперобложке, яркой и симпатичной. Это офигенно.

Далее. Во всём романе - всего одно описание голой женщины (пожилой) и ни одной постельной сцены! Маленький шажок для человечества - огромный шаг для французской литературы. Впрочем, главный герой с утра до ночи хлещет вино и любит расписывать еду, поэтому кое в чём они явно остаются себе верны.
Акхм. А вообще книжка про то, что издатели орут громче всех, что никто не читает и бумажная книга вымирает как класс, но при этом только и делают, что наращивают тиражи и названия. Ну и про другие радости книгоиздания: переживания из-за того, что ты упустил гениальную рукопись, сманивание авторов другими издательствами, бездарные рукописи в бешеном количестве, и т.д. и т.п. Короче говоря, ничего нового Пол Фурнель мне не сообщил, разве что я удивилась тому, насколько французское книгоиздание похоже на русское проблемой "как же, блин, сложно раскрутить автора-соотечественника, когда все кругом читают американцев и англичан". Там даже есть шикарный диалог в английском книжном магазине.
-А почему у вас так мало французских книг?
-Потому что их никто не читает.
Айе.
КХМ. Ладно, мне очень сложно абстрагироваться от того, что автор - француз, тем более что он это напоминает каждой строчкой, в том числе и парой литературных выпендрёжей. Хотя на самом деле книжка довольно простая, уютная и ровная, скользит себе в тихой меланхолии, знай только страницы переворачивай. Я её прочла за сегодня: по пути на работу и обратно.
И вот чтобы меня не объявили каким-нибудь националистом, похвалю книгу ещё немного. Тут были довольно интересные рассуждения об экспериментах, которые позволяет устраивать электронный формат, да и вообще мелькали любопытные заметки о постмодернистских игрищах во французской литературе. Действительно ведь, это сейчас такое обширное и невспаханное поле!..
Кроме того, "Читалка" - это пока что единственная книга про любящего книги человека, которую, во-первых, мне было приятно и интересно читать (хотя в ней ничего такого захватывающего или оригинального не происходит, даже внезапная трагическая смерть есть, ну куда мы без неё), а во-вторых, автору которой веришь. Первый раз вот книга на такую тему не содержит охи-вздохи на тему того, как дивно пахнут старинные издания, как человек там ныряет в чужие миры, путешествует и проч., и проч. Главный герой действительно любит бумажные книги больше электронных, но в принципе, без проблем может читать и последние, хотя к ним он и привыкал какое-то время. Помимо того, что он в принципе основал издательство и работал там десятки лет, так он ещё и просто постоянно припоминает цитаты или сравнивает окружающий мир с самыми разными произведениями (до абсурда иногда доходит, ну кто будет сравнивать толщину морского языка с толщиной "Постороннего" Камю?). Книги его и радуют, и раздражают, и злят, - нет у него этого взгляда на них снизу вверх, типичного для псевдобиблиофильской литературы, он держится с ними на равных.
У меня ни разу не было момента "Я понимаю твою боль!" или "О, да, наконец-то кто-то это сказал так точно!", но всё же для меня это первый образ читающего героя, который показан без излишних прикрас и пафоса. Он просто читает, потому что не умеет жить иначе. И в этом, на мой взгляд, главная прелесть "Читалки".