Огромнейшее спасибо Марсианский Олень за подаренную игру. Я оценила
Поиграла бы раньше, но только сейчас появилась возможность и настроение.Прежде всего, скажу две вещи:
1. Я ленивая свинья, поэтому тут будет один-единственный капс из игры. Вот этот. И то я его сделала чисто потому что унитаз понравился. Люблю симпатичные унитазы.
2. Забавно, в концовке было почти всё, что я просила (кроме, разве что, объяснения того, кто раскладывал письма и дневники, ну да ладно, на это я всерьёз не рассчитывала). В частности, Джерри-таки прилетело, пускай и только за кадром и про это сказано только в
The Last visit, но я всё равно довольна. Полностью всем серьёзным требованиям, на самом деле, отвечает альтернативная концовка. Однако она вышла ещё более смазанной и невнятной, чем оригинальная, так что, нафиг её.
Вкратце о сути игры. Действие происходит в семидесятые. Главный герой - писатель по имени Майкл, дружбан которого купил ему старинный особняк, чтобы он мог вдохновляться. Оставим в стороне финансовые вопросы: допустим, первая его книга побила рекорды продаж "Гарри Поттера" и вообще он мажор, а потому купил викторианский особняк на мелочь в карманах. Дружбана зовут Джерри. Джерри - СЮРПРИЗ - с самого начала мне не нравился. До сих пор не могу объяснить, но есть что-то такое в его речи, голосе и поведении в целом, что вызывает жгучее желание заехать ему в табло.
Но суть не в Джерри. Джерри будет гореть в Аду, Джерри неважен. Важен покойный Джеймс Блэквуд, джентльмен и коллекционер африканских артефактов, чей особняк купил Майкл. И чем больше последний копается в вещах Блэквуда, тем больше убеждается, что что-то в его жизни было нечисто. Как минимум два человека сошли тут с ума, они жалуются на голоса и странные шумы. Майкл к этому относится более-менее спокойно ровно до тех пор, пока не видит таинственный ночной кошмар, а затем не просыпается от странных жутких шумов...
В общем, геймплей разворачивается на протяжении всего трёх дней, но и за этот краткий срок Майкл успел натерпеться разных ужасов и открыть, на свою голову, кошмарную тайну особняка. Всё это происходит в окружении не шибко впечатляющей воображение 3D-графики (для 2006 года, наверное, это отличный графон, но я просто в принципе 3D не жалую, а тут явно бюджет был не очень большой) и вызывающего мурашки саундтрека.
Атмосфера, особенно когда шорохаешься по ночам, пытаясь отыскать источник скрежещущих звуков, просто роскошная. Я это поняла, потому что после первого же ночного кошмара, чуть только наклёвывалась какая-нибудь жуть, говорила "НЕТНЕТНЕТНЕТ" - и мотала в обратную сторону и пыталась смыться из особняка

И ещё опозорюсь: мне себя полчаса пришлось уговаривать лезть в подвал в самом конце. Мне было всё равно. Я просто хотела бежаааааааать.
The Last visit - практически мини-игра, которая рассказывает о событиях после основной части игры. Поскольку я случайно проспойлерила себе её прохождение, даже не стала заморачиваться с игрой, а посмотрела забавный
Let's play.
Дальше будут лютые спойлеры (в том числе для одной из книг про Пендергаста О_о) и рассуждения о Лавкрафте.
Никто не будет читать этот поток сознания, но мне жизненно необходимо выговориться.В общем, по ходу расследования Майкл понимает следующее:
-Джеймс Блэквуд как будто убил свою жену, при очень загадочных обстоятельствах и безо всякого на то повода, дело до суда так и не дошло;
-незадолго до этого у Блэквуда умер новорождённый сын. Кстати, сейчас я понимаю, что при основной концовке это ляп, позднее скажу, почему;
-Блэквуд был одержим украденной у жестокого африканского племени, разрывавшего врагов голыми руками, маской и считал её обиталищем злого бога;
-в семейном склепе стоят два гроба для четы Блэквудов, но труп всего один;
-кроме того, Блэквуд мутил муту не один, а со своим другом, доктором Кристофером Милтоном, чьи переполненные ужасом записи Майкл также находит в особняке, вместе с дневником и письмами Джеймса.
И я хочу сказать, что маска действительно вызывает ужас. Особенно когда ты на вторую ночь под жуткую музыку заходишь в комнату, где она хранилась, А ЕЁ ТАМ НЕТ, ТВОЮМАТЬТВОЮМАТЬТВОЮМАТЬ, БЕЖАТЬОТСЮДА, Майклоткрывайдверьбыстрее, ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА
В общем, да, я очень впечатлительный человек, мне ещё долго приходилось отходить от того эпизода
Про ночной спуск в подвал скорбно умолчим. Я до сих пор не уверена, что он не привидится мне в кошмарах.
Так вот, процесс игры, несмотря на то, что я зверски тупила на каждом этапе, завораживает и пугает. И вот ты уже весь в напряжении, ты готовишься к ритуалу создания амулета, который должен прогнать злые силы из маски, - создав его, я первым делом попыталась смыться, каюсь
- с замиранием дыхания заходишь в чёртову комнату... и ничего не происходит. Просто Майкл говорит, что маска теперь не кажется ему страшной.
С гигантским облегчением пополам с настороженностью ты спускаешься в холл... и таки да, это ещё не всё. Шорохи не смолкли. Отсюда и необходимость спускаться в упомянутый выше подвал. А там, а там...
Собственно говоря, возможны две концовки:
1. Основная концовка: Майкл находит потайную комнату, запертую на засов, где лежат ошмётки сырого мяса, пролита кровь и валяется плюшевый медвежонок с разорванным горлом. К этому моменту и мы, и он уже соображаем, что к чему. Но само собой, Майкл не может не заглянуть в огромную тёмную дыру в стене... И на него выскакивает человекоподобный монстр. Кое-как Майкл успевает убежать - и он уезжает из особняка навсегда.
2. Альтернативная концовка: Майкл находит потайную комнату, где лежит скелет Джеймса Блэквуда (прошло, к слову, не настолько много лет, ну да ладно). Рядом с ним - записка, из которой он понимает, что Блэквуд после кражи маски сошёл с ума и убил своего сына, жену и лучшего друга. После этого Майкл решает, что нах так жить, и уезжает из особняка навсегда.
И у меня проблемы с обеими концовками. Начну с общей претензии. То, что Майкл выживет и благополучно запишет всю эту историю, становится понятно по двум предвестникам. Во-первых, все его реплики и рассуждения построены так, словно он излагает сюжет в романе ("Я позвонил Джерри...", "Кругом был сплошной хлам", и т.д.). Следовательно, он как минимум это всё записал. Ну да ладно, подумала я, это ещё ничего не значит: у Лавкрафта рассказчики тоже нередко записывали произошедшее с ними перед тем, как умереть страшной смертью. Но во-вторых, уже ближе к концу, когда нервы должны быть на пределе, в момент разоблачения аферы Джерри, Майкл роняет реплику из серии: "Я не хотел говорить с Джерри - ни в тот момент, ни после этого..." Т.е., как минимум будет некое "потом", чтобы Майкл мог не разговаривать с Джерри. Это сразу как-то успокаивает и расслабляет, а потому эффект от развязки уже не тот.
Теперь перейдём к частностям по поводу каждой концовки.
1. Тайна особняка - сын Блэквуда не умер, а рос в подвале сумасшедшим агрессивным монстром.
Благодаря The Last visit, на самом деле, возникает вопрос: был ли хоть какой-то мистический элемент в случившемся? Или это просто Блэквуд такой впечатлительный, а ребёнок родился психованным уродом, потому что мама во время беременности принимала популярное в её время лекарство, которое приводило к деформациям плода? Я предпочитаю думать, что первое. Не только потому, что я мистик по жизни, но и потому, что в противном случае вся эта беготня со сбором ингредиентов для амулета и заморочка с леденящей кровь маской была глупой. Майкл выглядел полным идиотом, размахивая палкой перед раскрашенной деревяшкой.
Мне не нравится такой вариант, поэтому предпочитаю думать, что одно наложилось на другое: Робин Блэквуд в любом случае родился бы с осложнениями, но без проклятья маски он не стал бы зверем-убийцей, разрывающим жертв голыми руками.
Впрочем, мне вообще не нравится эта концовка. Прежде всего потому, что когда ты сталкиваешься с видимым и осязаемым убийцей, который к тому же не очень хорошо нарисован и медленно двигается (напомню, графика 2006 года), весь ужас куда-то пропадает. И ты вспоминаешь, что ты не отрезанный от мира несчастный заложник собственного любопытства, застрявший в этом богомерзком особняке, а человек из 2015 года за монитором ноутбука, закончивший проходить квест.
Может, было бы лучше, не покажи они сына? Скажем, показали бы только его тень или окровавленную руку? Или даже просто если бы мы услышали только его сиплое дыхание во тьме и увидели его сверкающие глаза? Не знаю. Возможно. В любом случае, и в Still life with crows это была разочаровывающая концовка, и в серии СПН Family remains, и здесь тоже. Не люблю просто эту тему, видимо.
Теперь о ляпе. Исходя из имеющихся у нас на руках сведений, можно заключить следующее: именно Блэквуд младший разорвал горло матери, а Джеймс только закопал труп. После смерти Джеймса монстра подкармливал Кристофер. Вроде как это всё объясняет: у Блэквуда и правда не было мотива убивать жену, он заделал вход в детскую, чтобы забыть об этом позоре и кошмаре, а африканский ритуал стал его последней надеждой на избавление. Возможно, наложилось ещё христианское сознание, которое гласит, что если у тебя родился ребёнок с больной психикой или больным телом, это наказание за твои грехи (в данном случае - за воровство религиозной атрибутики у африканских племён).
Но судя по датам, Робину должно было быть два года, когда он разорвал горло матери! Он что, уже тогда стал сильным? Как она его тогда вскормила? И вообще, насколько она была в курсе происходящего? И почему в конце The Last visit Кристофер Милтон приходит просить у Робина прощения? За что? За то, что прописал его матери то лекарство? За то, что не убил сразу? Какого чёрта?
Вот тут-то и хочется поговорить про Лавкрафта. Одна из главных причин, по которым его произведения плохо переносятся на экран - это тот факт, что Лавкрафт не очень-то любил распространённые описания. И вовсе не потому, что он не умел их создавать - с литературной литературщиной, как и поэтичностью мышления в целом, у него всё было в порядке. Просто описываемый им ужас перед неназываемым, неописуемым и непостижимым, перед силами, которые находятся за пределами нашего понимания и которым мы не можем ничего противопоставить в силу собственной ничтожности в масштабах Вселенной - он вызывается не осознанным прочтением. Этот ужас обращается чуть ли не к подсознанию, к нашему врождённому чувству нуминозного, к трепету перед чужим, грандиозным, непонятным. И чем меньше мы сможем "увидеть" и осознать при прочтении рассказа - тем страшнее.
К чему я это всё. Самое страшное в игре было то, что ты не понимаешь и не видишь своего противника. До тебя доносятся шорохи, ты видишь силуэт, ночные кошмары сливаются с реальностью, ты уже боишься переступать порог комнаты с африканскими экспонатами и собираешься с духом, прежде чем зайти в склеп или часовню. Потому что ты понятия не имеешь, как и когда тебя может настигнуть описанное Блэквудом древнее зло. Всё таит в себе угрозу. Каждый шаг может быть последним. За каждым тёмным углом таится страшное чудовище, готовое разорвать тебе горло. И это ощущение как раз словно сходит со страниц сборника рассказов Лавкрафта. Не сюжет, не обстановка - ощущение.
Но как только все загадки вылетают в трубу, как только твой противник обретает конкретное обличье и гонится за тобой, весь этот ужас сменяется банальным адреналином из инстинкта самосохранения. Так же, как вздрагивания из-за резких выпрыгиваний или громких звуков в ужастиках нельзя приписывать страху. Это не страх, это просто физиологическая реакция на раздражитель.
Ладно, возможно, вся суть была в том, что большую часть ужаса ты создаёшь себе сам, заразившись впечатлительностью Блэквуда. Это тоже неплохо, но уже, конечно, совсем не то.
Теперь про вторую концовку.
2. Джеймс Блэквуд - сумасшедший убийца.
Итак, мы находим труп Блэквуда в подвале именно в этой концовке. Сын не вырос монстром, сын просто убит отцом. А в склепе - труп Кристофера Милтона. Всё логично. Есть, правда, ляп. В случае с первой концовкой понятно, чей силуэт мы видим ночью: это Милтон пришёл покормить Робина. А кого тогда мы видим в этом случае? Галлюцинацию? Призрак Блэквуда? И кто же тогда издавал шорохи? Упомянутые Майклом гипотетические крысы-мутанты?
В этой концовке единственное объяснение - это злое мистическое влияние. Отсюда привидения, шумы и одержимость. Но Майкл, решивший, что он не хочет превращаться в Блэквуда и вообще творческий затык можно решать более тривиальными способами, как бы иного мнения. Зря они добавили альтернативную концовку, в общем, хотя духовно она мне однозначно ближе, чем ребёнок-монстр.
Словом, у обоих вариантов есть слабые места, и я ничего не могу с собой поделать: всё-таки обе концовки разочаровывают. С другой стороны, даже не знаю, что там должно было быть, чтобы я была довольна.
P.S. К какой бы концовке ты не пришёл, Джерри всё равно оказывается мошенником, который прибрал твои деньги и нифига не купил особняк, за что потом САДИТСЯ В ТЮРЬМУ НА ЧЕТЫРЕ ГОДА. О БОЖЕ, ДА. За это я простила им всё 
P.P.S. ГОРИ В АДУ, ДЖЕРРИ.