Brava, Margo!
"Да, я усомнился во всем, усомнился в главном, — и понял, что весь небольшой остаток жизни будет посвящен одной лишь бесплодной борьбe с этим сомнeнием, и я улыбнулся улыбкой смертника и тупым, кричащим от боли карандашом быстро и твердо написал на первой страницe слово «Отчаяние» — лучшего заглавия не сыскать".

Люблю начинать отзывы с биографических заметок (как говорится, это очень скверная привычка, но от неё очень сложно избавиться). Отчасти это связано с эгоцентризмом, отчасти с тем, что книги - такая же неотъемлемая часть моей биографии, как и любые другие жизненные события. Поэтому да, это безобразие будет продолжаться, какая жаль.

Классе так в пятом (или третьем?) в нашем учебнике по литературе чуть ли не целый урок был отведён на то, чтобы привить нам любовь к описаниям. Мол, обычно дети это всё пролистывают, чтобы перейти побыстрее к сюжету, а меж тем, описания могут быть очень и очень красивыми. Урок не сработал, мне было безумно скучно, потому что кого волнуют описания природы в третьем или пятом классе? Хорошо ещё, если от сюжета не хотелось выть и прятаться под парту.

А теперь у меня есть Набоков, которого я читаю практически ради одних только описаний, потому что он виртуоз цепких ярлыков и броских словесных завихрений. И когда он это делает, кажется, что это так просто! Всего-то и нужно, что добавить суффикс тут, подкинуть саркастичное словечко там, провести очевидную параллель здесь - и всё, вот тебе и потрясное лаконичное описаньице. Но если так просто, то почему почти ни у кого больше так не получается? Не знаю, может, у него это всё врождённое и само выскакивало из-под пера, однако же мне при чтении Набокова всё время вспоминаются слова Маяковского про словесную руду. Поэтому его книги не могут не вызывать восхищение из-за гигантской и нечеловеческой проделанной интеллектуальной работы. Но это просто у меня романтичная пелена перед глазами, наверное.

Суть не в том. Ежели кто дочитал до этого абзаца, то книга вот о чём. Умеренно состоятельный и крайне ненадёжный рассказчик встречает своего двойника-бродягу - и замышляет идеальное преступление. Всю книгу он упивается собственным величием, понося любого, кто смеет с ним не соглашаться или просто, знаете ли, жить в объективной реальности, а не им же придуманной. В общем, как я и говорила, очаровательная книга и притом короткая. И пропитана типичным циничным чувством юмора Набокова. Плюс ещё там постоянные выпады в сторону литературных традиций, не в последнюю очередь потому, что уж рассказчик-то знает, как надо на самом деле (хотя, по-моему, в подавляющем большинстве случаев он прав). Прелесть-прелесть-прелесть.

Под катом - полюбившиеся цитаты. Там не стоит ждать глубоких абстрактных мыслей, которые можно с чувством причащения к чему-то высокому поставить в статус вконтакте, чаще всего это просто приглянувшиеся описания... ну, разных вещей. Даже если это просто одно или два слова. И ещё пара литературных издёвок. Собственно, первая же цитата - умеренно известный камень в огород Достоевского. Пара цитат довольно огромные, ибо мне это пригодится на будущее.

Цитаты, большие и малые :heart:

@темы: Книги, Цитаты