-I want to protect you, you ass. -Heard that! -Good!
Охо-хо, эта игра. Я всё думала, с какого бы боку к ней подступиться. Сложность в том, что она хоть и сорвала башню основательно, однако это всё равно не Пендергаст, когда нахлынувшие эмоции вырываются гейзером, снося всё на своём пути. Это скорее обвал булыжников по наклонной плоскости, которые все ломанулись в один узкий выход из шахты - и в результате закупорили его, перекрыв дорогу друг другу. Даже не знаю, с какого из этих булыжников начать первым. Попробуем с сюжета? Или им надо заканчивать? Потому что графика и анимация тут - иного слова, простите, не подобрать, поэтому деликатным фиалкам лучше заткнуть уши - пиздецовый пиздец. Я понимаю, что у Дженсен и ко было очень мало денег, но Сквидворд вместо человеческой анатомии и пьяное прокладывание лыжни вместо ходьбы - это пиздец. На этом у меня с графической частью всё.
Так, ммм, про что там ещё нужно говорить. Геймплей, да, точно. Во-первых, управление. Если интуитивно осваивали интерфейс GK и ему подобные игры, то тут разобраться проще простого. Если нет - всё равно надо постараться, чтобы не разобраться. Ибо возможности взаимодействия с окружением здесь весьма и весьма скудные. Это вам не GK, где можно предложить Габриэлю "взять" какого-нибудь человека и выслушать от него отповедь
Впрочем, в "Мёбиусе" фанатам героев, отказывающихся подчиняться прямым приказам, всё равно раздолье. Потому что Малахи Ректор, главный герой, видите ли, слишком крут, чтобы без каких-либо сомнений и раздумий совать в штаны валяющуюся на полу кочергу (и вообще всё, что не привинчено к стенам и полу). Нет, он скажет: "А зачем мне кочерга?" И естественно, когда он дальше в игре сталкивается с необходимостью что-то раздраконить, игроку остаётся только биться головой об стол и орать: "А ВОТ ЗАЧЕМ!!!!11"
Есть, конечно, и фишечка. Наверняка она не нова (не знаю, потому что играми особо не интересуюсь), но всё равно приятно. Как я уже говорила, Джейн Дженсен явно смотрела "Шерлока". Только тут можно всё-таки немножечко поиграть в него самому, когда дело доходит до оценки людей. Малахи смотрит на основные пункты, а ты должен верно их проинтерпретировать. Проблема в том, что я идиот, а потому постоянно норовила составить не тот психологический портрет. Ну и хрен с ним, Малахи всё равно не успокаивается, пока ты не найдёшь правильный ответ, хотя бы даже методом тыка.
Короче говоря, я вдруг поняла, что я начала ну вообще не с того, с чего надо было. Управление-интерфейс тут стандартные, зато вот с главной фишкой игры мороки море. О боже, как я её ненавижу. Да, пожалуй, перейду к ней.
не читать дальше про главную фишку игры и её ошеломляющий сюжетВ общем и целом, вся игра строится на том, что Малахи умеет находить параллели между жизнью человека из нашего времени и жизнью исторической личности (расскажу позднее, это связано с сюжетом, а о сюжете мало говорить, о нём надо ГОВОРИТЬ, тут только жалкие ошмётки). И кому приходится находить эти параллели? Естественно, игроку. Потрясающе.
В общем, как только ты в результате многочисленных разговоров и расследований набираешь нужное количество фактов о том или ином человеке, Малахи готов приступать к анализу. То есть, анализируешь-то тоже ты, а он приписывает себе все лавры. Козлина. Допустим, факт об интересующем нас человеке - "Стал столяром в восемь лет". У Малахи есть несколько кандидатур исторических личностей, которые тоже рано стали столярами. Допустим, один из них столяром стал не в восемь, а в двадцать. Эта личность идёт лесом, а мы переходим к следующему факту. И так вот, просеивая личностей через сито нужных фактов, мы находим прототип исторический прототип исследуемого человека.
Проблема в том, что от игрока требуется найти не одного подходящего кандидата, а три. То есть, если ты дерзнул послать лесом слишком много исторических личностей, Малахи клинит. Впрочем, не знаю, может, я случайно отсеивала нужную личность. Там очень легко ошибиться. Вот попробуй понять: если историческая личность стала столяром в восемь лет, а исследуемый человек - в десять, это считать за совпадение или нет? В общем, повыла я над этой частью игры знатно. Не знаю, был ли этот процесс проще или сложнее, чем я только что описала, но он совершенно точно был нуднее. Что может быть скучнее чтения биографий не интересующих тебя личностей? Перечитывание фактов из их жизни снова и снова и подгонка их под определённое описание.
Что же тогда самое интересное? Как всегда, сюжет. То есть, там опять ничего нового, но от него всё равно так просто оторваться не выходит. Когда я говорю, что эта игра соткана из штампов, я ни разу не шучу. Главный герой, Малахи Ректор - молодой, красивый, очень умный оценщик предметов искусства, и естественно этот непревздойдённый гений всё время попадает в неприятности из-за своей заносчивости. У него тревожное расстройство, из-за которого он постоянно глотает притупляющие мигрень таблетки. Это не всегда помогает от приступов, в ходе которых он страшно орёт и бьётся в припадке, а что поделать. И, конечно же, у него пролемы с доверием к людям. Надо ли говорить, что у него ещё и плохие отношения с отцом?
Дальше - больше. Он встречает на своём пути бывшего "зелёного берета", который ушёл из армии по личным причинам - Дэвида Уокера. Дэвид не тупой, но простой парень, которому Малахи по причинам, ему самому не до конца понятным, безоговорочно доверяет (ну, по крайней мере, в моём прохождении) и ближе человека у него теперь нет. Изначально он нанимает Дэвида в качестве личного телохранителя, но затем выясняется, что миссия никакого отношения к деньгам не имеет, и защищать главного героя ему на роду написано. Кроме того, его присутствие позволяет Малахи физически лучше себя чувствовать и обостряет его экстрасенсорные способности. В конце игры Малахи требует, чтобы Дэвид его обхватил - у него так видения, знаете ли, более ясными и мощными становятся. Серьёзно. В какой-то момент секретарша Малахи даже спрашивает у Дэвида, не гей ли он, на что он отвечает "Моя личная жизнь - не твоё дело".
И ещё многих геймеров, включая меня, немало озадачил анализ Дэвида при первой встрече. Малахи застрял в пустыне, потому что у него сломалась машина. И тут он видит, что к нему по дороге идёт незнакомый мужик. Он, само собой, принимается составлять его мысленный портрет, и очень сильно путается, кстати говоря. В числе прочего его мозг выдаёт вот это:
Если честно, я не представляю, почему мужику придёт в голову такая большая вероятность именно этого события. Я ещё понимаю, если бы Малахи был женщиной, но... Не знаю, у него странный мозг. И с бабами, разумеется, у него никогда за всю жизнь не было ничего серьёзного. Хотя фиг знает, может, он просто в принципе этого очень боится и ждёт ото всех. По какой-то одному ему известной причине. Повторюсь, он странный.
Наконец, у нас есть песня из заставки:
Turn and walk away, You cannot escape from me [...] I am what I am, A fate I can't deny
You're my paradise
В общем, вдвоём им предстоит разделять приключения, горести, радости и невзгоды, смертельные опасности и донельзя двусмысленные сцены. Это не иллюстрация к "двусмысленным сценам", а просто первый попавшийся чужой капс, на котором есть они оба. Хотя...
В общем, да, звучит до боли знакомо, ибо мы это уже видели сотни раз. Вот чего лично я не видела, так это основного сюжета. Собственно говоря, "Мёбиус" в названии - это отсылка к царящей в игре теории Мёбиуса. Сводится она к тому, что жизнь людей повторяется в истории снова и снова. Малахи обладает даром довольно-таки быстро и точно определять, чью именно жизненную историю повторяет тот или иной его современник. Поэтому его и нанимает сверхсекретная и всемогущая организация FITA - по очень пафосной причине, им жизненно необходимо найти и защитить именно определённого человека, повторяющего определённую историческую личность, потому что злодеи открыли на этого человека охоту. Кто именно выступает злодеем, мы узнаем только в конце, и мотивы у него довольно... интересные.
Фишка ещё и в том, что сам Малахи - тоже повтор. Он - один из нескольких повторов архетипа Учёного, которому суждено, объединившись с Воином (очевидно, что это Дэвид), творить великие дела. Т.е., их встреча и союз написаны на судьбе, и никто из них ничего с этим не может поделать. Не то чтобы кто-то из них хотел что-то с этим поделать...
В общем, диалоги слушать приятно, сюжет весьма занятный, однако вот не знаю, стоило ли делать "паззлы" такими простыми. У меня игра вообще не вызвала каких-либо затруднений. Это при том, что я человек, который лет пять или восемь не мог пройти детскую игру на Playstation, потому что не догадался попробовать потянуть на себя камень вместо того чтобы его толкать. Не знаю даже: это Джейн Дженсен утратила изощрённую хватку или современным геймерам в принципе боятся давать задачки сложнее паззла из двадцати гигантских кусочков?
Короче говоря, это далеко не лучшая игра Джейн Дженсен, но она понравилась мне гораздо больше Gray matter, таки анализ встречающихся людей гораздо интереснее механического воспроизведения фокуса из инструкции в пособии. Да и сюжет тут поэпичнее будет. И, чего уж там, Малахи и Дэвид гораздо интереснее Сэм и Дэвида (леди Дженсен, вам так сложно придумать другое мужское имя?).
Напоследок, ежели кто дожил до конца этого поста, ещё раз прорекламирую заставку игры (как и обычно у Дженсен, в заставке можно увидеть всю суть и весь сюжет игры, но ты этого не понимаешь, пока не пройдёшь её):