Я так люблю интервью, публикуемые в "Горьком", они как-то всегда самое интересное из автора вытягивают. Сто лет у меня в закладках висело интервью с Линор Горалик (фанатом которой никогда не была) на тему гуманизма и нетерпимости. И вот сейчас прочла с преогромным удовольствием.
"И поскольку каждый ощущает свою кромешную уязвимость, мнение по некоторым вопросам действительно становится системообразующим фактором для того, чтобы с человеком могли перестать общаться, прекратить старую дружбу, разорвать деловые связи. Это не про терпимость — это про степень тревожности и степень ощущения беззащитности перед происходящим. Это про степень ощущения противостояния между социальными группами. Такая нетерпимость возникает тогда, когда людям кажется, что им каждый день напрямую нечто угрожает".
"Сейчас очень легко чувствовать себя хорошим, потому что плохие очень очевидным образом плохие; достаточно быть против того, чтобы людей избивали на демонстрациях и бросали в тюрьму без суда и следствия, чтобы считать, что ты либерал; тебе понятно, каким должен быть мир и какой должна быть страна, и ты принадлежишь к некоторому «мы». Это ужасно легко. На самом деле, когда наступит — а он наступит — момент, когда в стране будет пять демократических партий и три либеральные, мы узнаем ужасную вещь: мы разные — и это будет страшно больно. Мы узнаем, что мы по-разному понимаем демократию, и те люди, у которых было это «мы», которые считали, что у них есть общая система взглядов, узнают, что они очень разные, что они не сходятся во взглядах на элементарные вопросы управления страной. Они узнают, что они не могут договориться, потому что мы разучились договариваться: за это время мы научились только поляризоваться — и разучились слушать друг друга. Пока мы только научились обниматься на митингах и отстраняться от тех, кто против нас. Мы узнаем, что многие наши дружбы не выдерживают проверки двумя демократическими партиями. И нам все это предстоит, и это будет ужасно тяжело, и мне заранее очень грустно, но это придется пройти".