Выклянчить у пианиста-виртуоза аплодисментами две бонусные пьески - что может быть культурнее? Причём, что самое забавное, два наигрыша после основной программы первого концерта были, пожалуй, самой интересной частью программы. И кроме того, Амлен таким образом пробудил во мне ранее наглухо отсутствовавший интерес к Дебюсси. Нужно будет поискать те произведения, что он сыграл.

На самом деле, в последнее время я уже начала побаиваться ходить на концерты, на этот бы вовсе не пошла, ибо программа в основном не моя, но Диоген Амлен же. В прошлый раз очень пожалела, что сходила только на одно его выступление, в этот раз ошибку не повторила. Господи, как он это делает? У него прямо скрябинские руки, не в том плане, что маленькие (хотя может и маленькие), а в том плане, что он "пальцами целует клавиши", он может разгоняться до самых инфернальных темпов, не сводя всё к технике, не теряя мелодраматичности, души произведения. Одно только то, как он мягко перебирал едва ли не три клавиши, скрадывая каждой последующей нотой громкость предыдущей, пока они не затрепетали едва слышно, - это уже само по себе было потрясающе. А у него из таких моментов состояло всё выступление! Фортепиано очень благодарный инструмент для виртуозов, оно может петь на сотни голосов, и Амлен, кажется, может извлечь любой из них.

Дальше - нытьё.

По правде сказать, писать пост о том, что выступление Амлена было прекрасно, превосходно, великолепно, - это всё равно что взобраться на сцену и взять микрофон, чтобы сообщить собравшимся, что вода мокрая. Но есть тут ещё очень личный аспект.

Как и в случае с первым концертом Амлена, в предыдущие два похода на концерты всё начиналось с острого ощущения того, насколько у меня расшатаны нервы, я превращалась в связку гноящихся натянутых струн и не могла сосредоточиться на музыке первые полчаса, потому что каждое вздрагивание воздуха от каждой ноты отзывалось болезненным дребезжанием струн. И вот Дебарг их все скомкал и расплющил ступнёй, я плакала на пути домой, раздавленная уверенностью в том, что разлюбила живую классическую музыку и теперь уже ничего в этой жизни не обрадует. Концерт в филармонии, на который пригласила ведред К., очень долго мучил, прежде чем спохватиться и дать хотя бы Чайковского, чтобы вернуть нервы хотя бы к тому состоянию, в котором они были в самом начале.

А с Амленом всё развивалось по-другому. Вместо того чтобы колотить по этим струнам или катать их по грязи полчаса, он их... настроил. Первые минут двадцать я была очень нервной (публика с шуршащими пакетами делу не помогала), а потом оно как-то вдруг прошло, и всё внутри наполнилось тёплым светом. Мне стало ощутимо лучше, физически - настолько, что я до конца этого концерта и практически весь второй концерт улыбалась. Эта музыка и то, как Амлен её исполнил (оркестр тоже был ничего), разогнали тучи в голове, я как-то даже думать стала по-другому, менее... тяжеловесно.

Ещё второй концерт помог определиться: всё-таки я люблю Равеля и люблю его "Вальс", люблю настроение, которое он умеет создать, даже просто повторяя один и тот же мотив пятнадцать минут по кругу ("Болеро" не исполняли, но и фиг с ним, мне очень понравились два концерта, которые исполнили вместо него). Надо будет посвятить ему отдельный пост, что ли.