“Satisfied?”
“I’m rarely satisfied.”
“I’m rarely satisfied.”
Нужно признать очевидное: когда в серии уже около двадцати романов, рассказов и вбоквелов, неизбежно будут филлеры или халтуры, каждая книга не может быть трилогией Диогена или Cabinet of curiosities. К счастью, и уровень отстойности White fire тоже превзойти очень сложно, поэтому в худшем случае книги просто посредственные. Боюсь, это одна из них. И дело не только в том, что она никак не связана с общим сюжетом (т.е. семейным древом Пендергаста), - City of endless night тоже сюжетно автономна, но при этом она захватывающая, весёлая (ну, с поправкой на моё мрачное чувство юмора) и вообще ностальгичная в том плане, что напоминает о старых добрых временах. Наверное, дело в том, что она не совершала следующие ошибки (будут спойлеры).
Во-первых, в Verses for the dead нет Д'Агосты. Это сразу тревожный сигнал, что с вероятностью 91,6% будет слабая история. Я не знаю, что такого особенного Винни привносит, но когда нет ни его, ни Смитбэка (К ЭТОМУ Я ВЕРНУСЬ), в повествовании неизменно зияет гигантская дыра. Более того, Verses for the dead дерзнула выдать Пендергасту нового напарника, а это уже оскорбительно. По крайней мере, в Cabinet of curiosities Д'Агоста физически отсутствовал в Америке и вообще забил на полицейскую работу, да и напарника авторы сразу планировали убить, поэтому логично, что за Пендергастом таскается кто-то другой. Здесь как бы есть оправдание, что убийства во Флориде, не в Нью-Йорке, но можно подумать, Пендергаста когда-либо волновали такие мелочи, как юрисдикция, законность и вообще рабочая этика. С новым напарником особо интересных интеракций не было, они вообще работали довольно слаженно, и единственным камнем преткновения для них был способ заварки кофе, который предпочитал напарник. (К слову, я никогда, ни за что в жизни не поверю, что пафосный и сверхбогатый Пендергаст, желая напоить напарника "нормальным" кофе, купил бы ему кофе в "Старбаксе".)
Возвращаясь к теме смерти напарников, мне понравилось, что они таки по этому проехались.
“I believe there is a story going around the Bureau to the effect that to partner with me would be a fatal enterprise. That I am a sort of Jonah on the FBI’s vessel, as it were. An unfortunate rumor, but one I find hard to dispel.”
Во-вторых, и это мегаспойлер, убийца - левый человек, которого нет в повествовании. При этом в книге есть плот-твист, который мне очень понравился, ибо напомнил о Паттерсоне, да и в целом он логичен, однако его по сути предсказать невозможно, он тоже включает, гм, левый элемент. Короче говоря, это не тот тип детективных историй, который я люблю. Если убийцы нет среди действующих лиц, развязка может быть сколь угодно шокирующей ("Это был младенец/пёс/инопланетянин/пожилой паралитик!") - мне будет скучно.
В-третьих, сама по себе интрига слабовата, да и личной заинтересованности Пендергаста не чувствуется.
Это что касается сравнения двух книг. Теперь об аспектах, в которых Verses for the dead облажалась совершенно самостоятельно.
Я даже не сомневалась, что Пендергаст драматизировал, когда рассказывал Д'Агосте, что у него начались проблемы с ФБР, потому что Гарри, наконец, насторожился. Мутная смерть его начальника - и та не сумела навлечь на него какие-либо подозрения со стороны руководства. В общем-то, основная претензия нового начальника не в том, что у Пендергаста постоянно подозреваемые, помощники и начальники умирают, не в том, что он одного такого подозреваемого поехал мочить вместе с отрядом спецназа без ордера, и даже не в том, что он сидел за кражу бриллианта и серию убийств, а потом сбежал из тюрьмы и взорвал стену музея, свалив все преступления на давно умершего брата. Ему просто не нравится, что у Пендергаста проблемы с дисциплиной и он задаёт логичные вопросы, вместо того чтобы верить в то, что повторяющиеся очень специфичные детали в ряде смертей - это совпадения. Соответственно, когда детали реально оказываются не совпадениями и Пендергаст раскрывает дело, все проблемы с руководством испаряются, и он опять получает право расследовать так, как считает нужным. То есть включив мозг. И кстати, если бы он оказался неправ, ему грозило даже не увольнение и внутреннее расследование, а просто перевод куда-то в Юту. Чуваки, он безвылазно тусил в Нью-Йорке, когда ещё был привязан к Луизиане, вы правда думаете, что формальности хоть что-то изменят для чувака, которого не парят формальности?
Всё это очень печально, потому что очень хотелось бы посмотреть на то, как Пендергаст будет действовать, если он лишится поддержки влиятельных людей, а ещё лучше - и поддержки, и денег. Пендергаст интереснее всего в стрессовых для него ситуациях, когда он испуган, растерян, зол и ни у него, ни у нас нет уверенности, что он победит. Здесь же для него нет стресса, потому что в общем-то на кону просто неудобный для него формальный перевод. Не то чтобы он переживал из-за того, что убийства могут продолжиться.
Но это всё цветочки, с этим можно жить. Что меня конкретно выбесило, так это дешманская издевательская санта-барбара. ОКАЗЫВАЕТСЯ, у Смитбэка есть брат, который тоже журналист, только живёт во Флориде. Интересно, а где этот Роджер был, когда Билла убили, потом спёрли его труп, чтобы явить его на мероприятие в виде зомби? Почему Нора его не упоминает его, не связывается с ним, когда происходит мутотень с телом? Почему Смитбэк не попытался ему позвонить, когда понял, что не сможет выбраться из психушки? Может, потому что никакого Роджера никогда не было, а его вписали только для одной шутки над читателем в сцене, когда Пендергаст разговаривает с журналистом Смитбэком, но не говорит ничего из серии "Ты же умер, ВТФ", и только в конце проясняет, что это другой Смитбэк? Это было низко, глупо и вообще не смешно, они как будто пнули труп Смитбэка. Нефиг было его убивать, если вам некем его заменить! (И поскольку я не полагаюсь на свою память в таких вопросах, я на всякий случай поискала его имя и brother в книгах со Смитбэком. Естественно, ничего такого не всплыло.)
Ну и Диоген даже не упоминается. Да, конечно, в прошлый раз Пендергаст его поймал как раз на зверском убийстве именно во Флориде, но с чего бы вдруг ему вспоминать неизвестно где находящегося Диогена, когда во Флориде опять начали происходить странные убийства с кромсанием тел и убийца в своих записках цитирует классическую литературу? Печальнее судьба только Тристрама, который всё ещё торчит в Швейцарии. Он уже такой же персонаж-мем, как Адам в СПН: никому нет дела до его изоляции и страданий. Причём со смертью Албана и прояснением ситуации с Диогеном у Пендергаста вообще нет повода держать сына в этом заточении, но он опять-таки даже не вспоминает о такой мелочи. Видимо, одного обиженного им родственника ему мало, он хочет вырастить ещё одного.
О позитивном. Пендергаст по-прежнему ехидная сволочь. Мне понравилось, как он утешил директора кладбища, когда вытаскиваемый в рамках эксгумации гроб треснул и из него вывалился труп, развалившийся на две половины:
“I wouldn’t worry,” said Pendergast, laying a comforting hand on his shoulder. “I doubt if either half of Ms. Flayley will bear you any grudge.”
Ещё из весёлого была финальная битва с аллигаторами. Было бы ещё лучше, если бы Пендергаст кого-нибудь из них вырубил просто ударом в нос или пинком под задницу, но стрельба по ним, в том числе под водой, - это тоже хорошо.
Итого: одна из тех книг в серии, которые можно смело пропускать, что называется, ни уму ни сердцу. Местами она веселила, местами злила, но по большому счёту она никакая. Предыдущая была гораздо лучше во всех отношениях.