"Что-то подозрительно счастливы в истории, увязанной с религией, главные герои у Сарамаго", - думала я, читая "Воспоминания о монастыре".
"А действительно", - спохватился Сарамаго за десять страниц до конца книги.

Вот неужели книга без этого была бы хуже? Он мог остановить повествование на любом моменте, потому что эта история движется потоком, у которого нет начала или конца, только отрезки. Но он выбрал самый болезненный вариант, преисполненный бессмысленной жестокости.

И вот что странно (лицемерно?) в подобных манёврах: Сарамаго-автор критикует Бога за его равнодушие и садизм, но при этом мыслит ровно теми же категориями, точно так же основной смысл видит в причинении страданий своим творениям, от которых мог бы отвести беду.

Я так расстроилась из-за концовки, что даже не уверена, хочу ли составлять полноценный отзыв (во имя чего?). А ведь хотелось очень порассуждать на тему троицы "автор - персонажи - читатель", смены ракурсов и прочего, но концовка убивает желание возвращаться мыслями к тексту.