Итак, я прочла "Арсен Люпен - благородный грабитель"!
Я, конечно, читала не с этой обложкой. У меня на обложке была иллюстрация к "Мести графини Калиостро", потому что "Эксмо" не видит разницы между произведениями, выпущенными с промежутком в 30 лет между ними.
Просто именно эта обложка на данный момент моя любимая. Правда, непонятно, где находится туловище Люпена и почему всё красное, но всё равно.
"Арсен Люпен - благородный грабитель" - коротенькие, милые и смешные рассказы, с которых началась карьера верховного Марти Сью всея французской литературы - красавца, гения, силача, ловкача, любимца женщин, знатока джиу-джитсу, неунывающего Арсена Люпена. Мне понравились все рассказы, кроме "Херлок Шолмс прибывает слишком поздно", поэтому про него ниже ничего не будет. Во-первых, я считаю, на русском лучше "Херлоком" его не называть, сделали бы уж "Хелмлоком Шерсом" или как-то так. Во-вторых, всё было бы ничего, но... серьёзно? Арсен Люпен спёр часы у ШЕРЛОКА ХОЛМСА? Не то чтобы я ставила под сомнение его воровские способности (в моём хэдканоне он папа Люпина и прадед Паркер, поэтому скорее наоборот), однако в это я не поверю никогда.
Остальные рассказы - прелесть. Мне кажется совершенно логичным, что Люпен появился именно во Франции. У кого ещё мог так великолепно выйти образ вора, который да, грабит только богачей и иногда проявляет благородство, но всё же остаётся прежде всего грабителем? Поэтому да, при всех замашках на галантность и такт, Люпен временами проявляет недюжинный цинизм, нередко он действует грубо, он постоянно внаглую использует доверие людей, подкупленных его обаянием... И временами его хочется хорошенько так стукнуть наковальней за вещи, которые он говорит и делает, однако на самом деле, если бы их не было, мне бы произведения про него наскучили мгновенно.
А ещё мне нравится, что очень часто он выигрывает именно за счёт отличного знания человеческой психологии вообще и отдельных людей в частности. Очень забавно смотреть, как его действия сначала кажутся развлечением или нелепостями, а потом оказываются продуманными давлениями на болевые точки.
"Арест Арсена Люпена". Куча богатого народа плывёт в круизе на роскошном корабле, и тут вдруг им телеграфируют, что на борту находится Арсен Люпен. Рассказчик вместе с дамой, к которой усиленно подбивает клинья, и остальными пассажирами пытается выяснить, кто именно из них Арсен Люпен. Последний, к слову, в какой-то момент опустился до откровенного гоп-стопа, но так даже веселее
И хоть какой-то приём Леблан использовал раньше, чем другой известный автор, хоть что-то он не спёр! Конечно, этому рассказу никогда не тягаться с Агатой Кристи (в его защиту, мало кто может тягаться с Агатой Кристи в детективах), и всё же зачёт за попытку.
"Арсен Люпен в тюрьме". Понятия не имею, что я ждала от этого рассказа... но точно не повествования о том, как Арсен Люпен проворачивает очередное ограбление, причём за пределами тюрьмы
И тут сказали довольно любопытную вещь, которая неоднократно подтверждалась дальнейшими похождениями Люпена: что он никогда не предупреждает заранее об ограблении просто так, веселья ради. Любопытно это потому, что у многих из тех, кто знает про Люпена (в реальности, не в книжной вселенной), есть ощущение, что он как раз-таки публично объявляет о том, кого и когда он будет грабить, просто чтобы показать, какой он крутой. Не знаю, может, он потом сделает это дальше?
"Побег Арсена Люпена". Арсен Люпен затроллел Париж На этом у меня всё
"Таинственный пассажир". Арсен Люпен едет с дамой в поезде. Дама уверена, что ещё один пассажир - Люпен, что очень веселит Люпена. Но ему оказывается не до веселья, когда этот самый сосед грабит и связывает его, а затем сбегает в неизвестном направлении.
Здесь мне нравится и ситуация, и концовка. Вот концовка - это одна из вещей, за которые Люпена хочется стукнуть. С другой стороны, это его "Хорошая реклама никогда не помешает" - и публикация хвастовства тем, как Арсен Люпен навалял убийце и грабителю, а также вернул даме сумочку, в которой лежали драгоценности (не уточнив, что лежали они там до того, как до них добрался Арсен Люпен), - это пять
"Колье королевы". Ми-ми-ми Люпен. Но история, по-моему, в некоторых деталях противоречит "Графине Калиостро". На этом у меня всё.
"Семёрка червей". Здесь повествуется о том, при каких странных и мрачных обстоятельствах Арсен Люпен подружился с рассказчиком (т.е. якобы Лебланом). И история, и Люпен здесь интересные. Беру назад свои слова о том, что в "Золотом треугольнике" Люпен ВНЕЗАПНО ура-патриот - в принципе, он и здесь в итоге помогает Франции.
"Сейф мадам Эмбер". Арсен Люпен устраивается работать к богатой парочке, чтобы взломать их сейф. И он предпочитает не обращать внимания на то, что с ним как-то странно в доме обращаются...
Отличный рассказ. Не могу сказать, что именно отлично, ибо это спойлер
"Чёрная жемчужина". Арсен Люпен приходит спереть у некой дамы чёрную жемчужину. Дама оказывается убитой, жемчужина - спёртой. Люпена это расстраивает.
Иии ещё одна вещь, за которую его хочется стукнуть. Для человека, который якобы не переносит убийств и сам их никогда не совершает, Люпен слишком уж часто помогает убийцам сбежать.