Сейчас перепрошла Saving private Smith (которая в переводе почему-то называлась "Спасение кузнеца" - ???) и поняла: это не просто миссия с моей любимой заставкой - это моя любимая миссия во всей игре. И дело не в том, что первое время приходится играть только Люпином, потому что остальные попали в плен... Ладно, дело не только в этом. И не только в компактности карты. И не в том, что можно доооолго смотреть, как Герцог систематически получает в табло, прежде чем его спасти. Мне так жалко его было в детстве, притом что я уже тогда догадывалась, что он не самая приятная личность - что поменялось?
При всех бесспорных достоинствах игры Commandos II, которые я буду отстаивать насмерть, если понадобится, вынуждена признать, что у неё есть довольно-таки серьёзный недостаток. И нет, я не про баги вроде того фашиста-параноика, который палит каждую секунду в одну точку, где ничего нет, или фашистов в нижнем белье, которые, освободившись, убегают за край карты. Нет, баги тут не делают прохождение невозможным, поэтому чёрт с ними. Главный недостаток - это, скажем так, не очень продуманная сбалансированность игры.
Как правило, для прохождения миссии тебе даётся от трёх до пяти коммандосов, но на самом деле чаще всего для зачистки карты достаточно всего одного. Двух - если один из них Призрак, потому что он не умеет оглушать врага. Они все умеют оглушать, они все умеют связывать, они все умеют кидать пачки сигарет - так чего париться со сменой коммандосов? Причём я понимаю, почему все обожают Тини (он огромный, он выносливый, он умеет лазать по столбам, он таскает вещи и вообще человек-терминатор - я тоже его обожаю), но в сущности, его достоинства не особенно его выделяют. Я вот очень много издевалась над бесполезностью Трэда, однако по факту у него хотя бы есть возможность оглушать людей на расстоянии, не привлекая внимания (при помощи ядовитого газа). Аналогично с Ласты, который умеет метать ножи - главное, чтобы рядом не было никого, кто услышит крик жертвы. И без этого можно запросто обойтись, конечно, и всё же. Мне даже грустно, что большую часть времени у меня попросту нет необходимости менять коммандосов по ходу прохождения миссии, ибо я их всех люблю и всеми хочу поиграть, и вообще, зачем команда, если ты играешь кем-то одним? Но увы. Чаще всего в этом просто нет никакого смысла.
И вот "Спасение рядового Смита" - это миссия, в которой без смены коммандосов и использования их уникальных способностей ну вообще никак. Ни в один из домов, где держат пленных коммандосов, нельзя пролезть через дверь, поэтому обязательно надо залезать через окно или через стены, а это умеет делать только Люпин. В одном случае, правда, и Тини может по проводам (я даже думать не хочу, из чего фашисты делают провода, раз они спокойно выдерживают вес Тини, а не прогибаются до земли) залезть в дом с Инферно. Но через дверь там не выйти, ибо она заперта - опять-таки, нужен Люпин. За одного только Люпина тоже хрен пройдёшь - он ведь не умеет связывать врага. Герцог необходим, потому что на карте куча снайперов, да и зачищать вражеские войска лучше всего именно с его помощью, несмотря на то, что в отличие от Тини при ранениях он вопит как девчонка, ибо у него самая внушительная дальность стрельбы из простой винтовки. Ну а без Инферно никак не выйдет обезвредить минный берег, открыть самолёт и подорвать танки из бонусной миссии.
К бонусной миссии у меня смешанные чувства. С одной стороны, опять-таки здорово, что приходится постоянно переключаться между Герцогом и Инферно, чтобы вас всех не переубивали к чертям - и при этом танки не успели пересечь мост (у меня Герцог всех прикрывал издалека, снимая снайперов и гранатомётчиков, а Инферно валялся в самой гуще событий, чтобы успевать отстреливать танки из базуки на подходе). С другой стороны, опять-таки, двое членов команды бесполезны (Тини и Люпина спокойно можно поставить оборонять какой-нибудь дом изнутри - и забыть о них), да и вообще я ненавижу миссии, где требуется противостоять вторжению.
P.S. Мне всегда было немного грустно запускать игру, потому что мне казалось, что фоновая картинка меню предвещает смерть Инферно на одном из заданий.