-Настоящая литература! Гениальнейший шедевр, которому нет равных! Любимая книга однозначно! Cовременная классика! - вопили люди про "Тень ветра".
-Эм. Ну было неплохо, да, - ответила я.
Прежде, чем я начну рассказ о том, как в очередной раз я впечатлилась не тем и не так, надо бы поговорить про внешний дизайн этих изданий. На мой бесконечно субъективный взгляд, обложки тут перепутаны. "Тень ветра", как произведение, наиболее приближенное к типичному мелодраматическому роману века эдак девятнадцатого, полное всяких хитросплетений любовных линий и личных войн, а также самое лёгкое (да-да) из трёх, явно заслуживает светлую голубую обложку. "Игра ангела" происходит в тёмных, преимущественно серых и чёрных тонах, а потому ему не идёт ни один из этих вариантов, однако если уж выбирать, то третью, поскольку в ней главный герой действительно постоянно убегает от проклятой Барселоны и собственного мрачного безумия, да и обветшалое оформление тут под стать мрачному особняку, в котором он жил. Наконец, "Пленнику Рая" (или как там его захотят перевести наши) достаётся первая обложка, поскольку от неё так и веет стариной и одиночеством, а грязноватый, но всё же сохраняющий какую-то бодрость оранжевый цвет вполне может сойти за сепий.
Но это так, мелочи.
К слову сказать, зря я обзываю эту серию трилогией, потому что в 2014 году должна выйти завершающая часть. В общем-то, сильно длинного поста не выйдет, потому что, на мой взгляд, две книги из трёх не заслуживают такого уж внимания. "Игра ангела" тоже посредственна в своём роде, однако я, как всегда, проявляю снисхождение и симпатию к тем редким произведениям, которые говорят на одном языке с моими мыслями и эмоциями.
То есть, да, признаю: язык повествования в этой трилогии на пару уровней выше, чем в среднестатистической беллетристике. Описания у Сафона выходят витиеватыми, сочными, атмосферными: когда его герои отправляются гулять по улицам, все эти проулки и площади точно обволакивают тебя, ограждая от реального мира. В кои-то веки люди не перепутали графоманию с хорошим продуманным ветвистым стилем, надо же (хотя стоит помнить, что я читала всё-таки не оригинал, а перевод на английский). К сожалению, не могу сказать того же про содержание.
читать дальшеВо-первых, всё время не покидает ощущение, что ты всё это уже читал или смотрел в каких-нибудь бразильских мелодрамах. Забавно, что хоть Сафон и не воровал открыто персонажей или сюжетные ходы (здесь я позволю себе выразительный взгляд в сторону двух небезызвестных наглецов), даже для меня, человека на редкость невнимательного, заимствования из "Женщины в белом" и Лавкрафта были очевидны. Чёрта с два я смогу объяснить, в чём именно заключалось копирование (разве что всё просто с темой "безумец пишет жуткую, кошмарную книгу"), но мои догадки подтвердили рекомендательные списки в конце книг трилогии: они включают и сборник Лавкрафта, и Уилки Коллинза, и ещё, если не ошибаюсь, Диккенса.
Во-вторых, в сущности, "Тень ветра" - это мыльная опера. Это не хорошо и не плохо, это просто факт. Добротная такая мыльная опера. The Prisoner of Heaven - это что-то вроде перемычки, которая связывает героев первых двух книг, как самостоятельное произведение она довольно-таки пустопорожняя. Впрочем, она в любом случае вышла бестолковой, поскольку отвечает не на действительно важные, а исключительно на надуманные вопросы. Мне нравится де Торрес, - ей-богу, каждая вторая его реплика прелестна, уморительна и достойна цитирования, а треплется он много - но его предыстория была излишней. Мы и так знали, что он благороден, любит книги, ненавидит государство и настрадался в прошлом по самое не хочу. Зачем дополнительно это доказывать?
Что до моей любимой The Angel's game, то она выполнена в лучших традициях мистических триллеров восьмидесятых-девяностых. Думаю, это очевидно даже по названию. Опять-таки, если развязка заключалась в том, о чём я думаю, то тут тоже ничего нового (но как хочется надеяться, что произошло нечто большее).
Это я всё к чему. Не слишком ли жирно будет типичной мыльной опере получить статус "НАСТОЯЩЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ" (капслок не мой, это все АСТ)? По моим понятиям, автор, который претендует на этот статус, не говоря уже про ранг классики, должен выдать нечто новое и высококлассное либо по проблематике, либо по стилю, либо по ракурсу повествования, либо по сюжету - здесь же, как я уже сказала, новизна как таковая отсутствует. Кроме того, не покидает ощущение, что книги противоречат друг другу, вот не складывается единой картины - и всё тут. Даже если принять Дэвида за ненадёжного рассказчика, всё равно остаются какие-то детали, которые глодают дальний уголок мозга и не дают связать трилогию воедино, хоть ты даже и отловить-то их не можешь.
Наконец, в-третьих, очень многие хвалят библиофильские настроения серии, мол, она так и пронизана любовью к книгам, побуждает читать и всё такое. И даже здесь я не соглашусь. То есть, да, книжное барселонское сообщество очаровательно, Кладбище забытых книг - неплохая концепция... Однако вот не верится мне, что человек, который по-настоящему любит читать, станет ограничиваться упоминаниями пары-тройки очень популярных названий вроде "Больших надежд", "Джейн Эйр", "Графа Монте-Кристо" и тому подобных. Причём вот серьёзно, герои вперятся в какое-нибудь одно такое произведение - и делают к нему отсылки всю книгу, редко посматривая на что-то другое. Для меня такая узость диапазона чтения у автора, который вроде как должен, по дружным заявлениям критиков и читателей, боготворить книги, выглядит попросту дикой.
С другой стороны, по своему опыту знаю, что далеко не все любят раз за разом встречать упоминания незнакомых авторов, книг, фильмов и т.д. - более того, многих это раздражает. Сразу же чувствуешь себя таким необразованным, тёмным человеком, который столького ещё не знает, что стоило бы уже знать... Зато вот если у автора репутация человека начитанного, а он называет только знакомые тебе книжки - ты сразу как будто поднимаешься до его уровня. Удивительно, как легко люди на это ведутся по жизни (и я в том числе).
Наверное, выглядит так, будто бы мне не понравилось. Вовсе нет, это увлекательная трилогия с замечательными героями, к которым очень быстро привязываешься, и я хочу уже прочесть финал истории. Просто меня бесконечно озадачивает её культовый статус. Такие дела.