Don't turn around
I'll bury you deep
Whispers turn to screams
You belong to me
Пишу отзыв, исходя из того, что я и все оставившие в Интернете отзывы люди прочли действительно книгу, а не чей-то фанфик. Потому что, если это правда книга Престона и Чайлда, то пока вы там устраиваете кинк-фесты в интернетах, у нас авторы устраивают кинк-фест в канонном сиквеле.Я знаю, что это грандиозный спойлер, но:
1) если вы читали предыдущую книгу, вы и так об этом догадались;
2) несмотря на все усилия Престона и Чайлда неестественными диалогами ввести левых читателей в курс дела, крайне не рекомендую читать эту книгу, не прочитав
The Cabinet of curiousities,
The Dance of death,
The book of the dead (особенно важно),
The wheel of darkness и
Crimson shore. А если вы читали последний, см. п. 1;
3) всем плевать.
Так вот. Если вы принадлежите к той
глубоко неправой и ничего не понимающей в мужиках части фэндома, которая не любит Диогена, заклинаю: не читайте эту книгу. Потому что она на 91,6% посвящена освещению его личной жизни, а в оставшихся 8,4% не происходит ничего, что Престон и Чайлд не могли бы в сиквелах объяснить парой лаконичных предложений.
Я же обожаю Диогена и его личную жизнь, как и вообще личную жизнь каждого в семье Пендергаст, поэтому для меня это теперь одна из любимейших книг в серии. Мелодрама тут возведена в абсолют - и это прекрасно. Вся книга - мой персональный фансервис в режиме нон-стоп, который прекратился лишь с омерзительным диалогом в эпилоге (NOTP ALERT, СВИСТАТЬ ВСЕХ НАВЕРХ). Здесь просто собрались все мои сюжетные кинки, даже Пендергаста как следует помучили и унизили, а потом он начал МСТИТЬ, настолько всё хорошо. Тут даже есть продолжительный POV Проктора! И отсылки, сюжетные и просто брошенные между делом, тысячи их.
И несмотря на то, что уровень психологизма в этой книге - весьма и весьма спорный вопрос, мне понравилось, что они затронули наконец полноценно тему искупления грехов и замкнутого круга зла и насилия. Обязаны ли жертвы размыкать этот круг?
А вот фанатам Пендергаста тут ловить нечего: его мало и он... немного не в себе. Уж насколько я недолюбливаю его, но всё равно было за него обидно, обычно он гораздо интереснее, а потому его интереснее ненавидеть. Здесь он не более чем авторская марионетка и по большому счёту влияет на сюжет ещё меньше обычного. И проблема в том, что он... Ладно, это потом, в более подробном и более спойлерном описании.
Короче, для меня это как "Пятьдесят оттенков серого" для не ведающих прелестей фэндомного Интернета домохозяек. БДСМ тут нет, постельная сцена всего одна и скромная, но зато хоть отбавляй многогранности натуры богатого мудака и серого цвета, в силу дальтонизма обозначенного мудака и двух его серых комнат.
Впрочем, на самом деле это игра "Fuck, marry, kill", где три персонажа выбирают, что они хотят сделать с Диогеном.
THE OBSIDIAN CHAMBER, ТЫ ИМЕЕШЬ ВСЁ МОЁ ОДОБРЕНИЕ, КОТОРОЕ У МЕНЯ КОГДА-ЛИБО БЫЛО, ЭТО НА 100% ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИОГЕНА



Ну и ещё перед спойлеропадом скажу, что люди, которые не поняли, почему книга так называется, принадлежат для меня к той же интеллектуальной категории, что и личности, которые спросили в отзывах к "Двум могилам": "Я не понял, а чья вторая могила-то?" Несмотря на то, что в эпиграфе это буквально проговаривается. Да, в серии есть непонятные названия, но это не одно из них.
А дальше я в своей детсадовской манере пересказываю всю книгу. Могу напутать последовательность перемещений, но это не суть важно.Короче говоря, Проктор приходит в себя в разгромленном доме и понимает, что Диоген спёр Констанцию. Выбегает из дома, а тот уже её запихивает в машину. Но не накачивает наркотой предварительно, потому что..? У Проктора нет времени думать, он бросается в погоню. Далее следует реклама американской гражданской авиации на несколько глав. Ну то есть формально Проктор просто отслеживает самолёты, на которых Диоген скачет по всему миру, и нанимает пилотов, чтобы его догнать, но по факту это реклама. У нас так удобно отслеживать полёты! У нас такие принципиальные пилоты, даже за деньги не дают радио попользоваться! У нас такие выносливые пилоты, могут сутки летать спокойно! А какие у нас модели, вы только послушайте...
Короче, заканчивается это тем, что на глазах у Проктора из очередного самолёта вывозят труп Констанции. Потом он пытает человека в Африке, едет по пустыне - да там благополучно и застревает. Самое забавное, что всё это напрасно. И больше Проктора в сюжете до самого конца мы не увидим.
Констанция тем временем сидит себе в своём подвале, горюет по поводу очередной смерти Пендергаста. Серьёзно, сколько раз ещё Пендергаст должен воскреснуть, чтобы вы перестались вестись на новости о его смерти, когда не было найдено его тела?!
О, сразу с Пендергастом разберусь. Когда я пыталась составить список приключенческих и научно-фантастических штампов, которые ещё не отметились в этой серии, ухитрилась совсем забыть о попадании в плен к пиратам. В общем, именно это происходит с Пендергастом: его бледную тушку вылавливают контрабандисты и, увидев его дорогие часы и кольцо, решают запросить за него выкуп. Далее они совершают ещё более тупую вещь. Они узнают о том, что он агент ФБР, и далее их тупость развивается в двух направлениях: одна часть экипажа требует теперь, чтобы ФБР обменяло Пендергаста на их человека, а другая издевается над Пендергастом, пинает его и даже мочится на него. Очевидно, эти люди не читали трилогию Хелен. Конец всей команды немного предсказуем. И перманентен.
Так вот, Констанция. Внезапно она заметила, что и еду ей спускают более обильную и интересно приготовленную, чем обычно, и кто-то ей книжку дарит с посвящением "Любимой", и ноты, и пёрышко, и орхидею, открытую таинственным кем-то и названную в её честь, и портрет её сына (Констанции, не орхидеи) в какой-то там тибетской технике... Короче, где-то неделю спустя Гарри насторожился. И тут-то Диоген появляется лично.
Хочу отметить три вещи:
1) Диоген ведёт себя, как краснеющая хихикающая школьница перед любимым актёром, и это не меняется до самого конца. И ЕМУ ИДЁТ;
2) во многом повторяется их первая встреча. Это особенно важно;
3) Диоген отныне местный Голлум-Халк. В том плане, что когда у него поднимается пульс, вскипает кровь, у него в голове начинает звучать голос "прежнего Диогена". Прежний Диоген, увы, немногословен и весьма путано выражается и вообще его быстро затыкают. Потому что мы теперь на стороне добра и света. Ути-пуси.
Короче, Диоген решил объясниться, и выглядит это примерно так.
-Тихихи, привет, Констанция!
Констанция пытается убить его ножом.
-Ну ты хоть послушай для начала!
-Бубни.
-Понимаешь, я тут когда в вулкан упал, я всё обдумал, и понял, что был неправ. Потому что в сущности, зачем я вообще написал эту записку? Зачем я всё испортил? Между нами ведь явно что-то есть, и мне так понравилось.
-о_о
-Это было не развлечение на один раз, у нас явно какие-то особенные отношения, ведь так? И вообще я же папа, у нас ребёнок! Ребёнок!
-О_о
-То есть да, тогда я хотел, чтобы ты умерла, но потом я понял, что я идиот. Мы с тобой оба асоциальные неудачники, совершенно очевидно, что мы созданы друг для друга.
-о_О
-В связи с этим я пришёл сюда сообщить. Констанция! Я больше не буду никого убивать, ты меня покорила и изменила! Я люблю тебя, я купил нам остров! Мы будем там жить! Я буду математические задачки всякие решать, а ты - учиться на музыкальных инструментах играть, и сына тоже привезём!
-О____О
Я прямо ждала, что она ответит: "Н-нет, Диоген. Давай останемся врагами. Дело не во мне, дело в тебе" 
Как и читатель, сначала Констанция решает, что он либо стебётся, либо что-то задумал. Но у неё преимущество - ей подсказывают авторы, поэтому она быстро понимает, что он серьёзно. И просит время подумать. Диоген такой: "Ах, конечно-конечно!" - и убегает. И волнуется, так волнуется. Ах да, он ещё добавляет, что у синтетического эликсира бессмертия, который перестала принимать Констанция, был побочный эффект - дегенерация, ускоренное старение. Но он обязательно найдёт лекарство! У него уже всё готово! А потом они будут жить вместе!
Потом Констанция выходит к нему и говорит: "Ок, чего бы нет. Пойду, соберу чемоданы". И Диоген прыгает вокруг неё счастливый. И всё переживает, что она какая-то мрачная, не обидел ли чем деточку. Ну, помимо всего того инцидента с соблазнением и оскорбительной запиской.
Тем временем, аки анекдотический муж из командировки, в Нью-Йорк возвращается Пендергаст. Он просит Д'Агосту, который страдает от диеты, заехать к нему домой, чтобы убедиться, что со всеми домашними, которые не отвечают на телефонные звонки, всё в порядке. Д'Агоста безотказен, как обычно, и едет к Пендергасту домой. И видит там Диогена с чемоданом. Его эмоции вполне понятны и выражаются поднятием пистолета. Но в итоге Констанция его вырубает, чтобы не мешал семейному счастью, и счастливый Диоген ("ОНА РАДИ МЕНЯ Д'АГОСТУ ВЫРУБИЛА, ТИХИХИХИХИ") с ней под ручку отправляется во Флориду.
В общем, когда Д'Агоста рассказывает Пендергасту о случившемся, тот... впадает в неадекват. То есть я понимаю, что он натерпелся в плену унижений и страданий, но... Короче говоря, снедаемый страхом, ревностью и бог знает чем ещё, он бежит к своему начальнику. Заодно мы узнаём чуть больше о нём: всё-таки он был в какой-это элитной спецназовской банде. Так вот, прибегает он к начальнику и объявляет: "Всё, этот долбанавт допрыгался. Мой брат должен умереть!" Это очень кстати, потому что Диоген убил Майкла Деккера - члена Братства кольца этого элитного спецназовского отряда, а у них принята кровная месть за такое.
Диоген тем временем привозит Констанцию на остров: "А ТУТ ВОТ РОЩИ, СМОТРИ КАК КРАСИВО, А ТУТ ВОТ ДОМ, А ТУТ ВОТ БУДЕШЬ ЖИТЬ ТЫ, А ТУТ ВОТ БУДУ ЖИТЬ Я, но знаешь, хи-хи-хи, съехаться никогда не поздно, И ВЕСЬ ОСТРОВ ТВОЙ". Потом он замечает, что она начинает увядать.
В общем, Диоген ей предлагает следующее. Он нашёл приговорённого к смертной казни конченого подонка, прямо вообще мрази хуже нет. Мол, один фиг он умрёт, предпримет Диоген что-либо или нет, и один фиг его не жалко. Можно у него копчик вырезать? Констанция такая: "Фиг с тобой, вырезай". Диоген влезает в альтер-эго врача и извлекает копчик. Проблема в том, что полученный эликсир не работает: копчиков нужно два. Улыбаясь Констанции и пряча руки с контейнером для органов за спину, Диоген ей говорит, что поедет за нужными химикатами на сушу.
На суше его ждёт ещё одна проблема из его прошлого. В общем, у Диогена есть помощница - хладнокровная психопатка с ледяными глазами, которая хорошо обращается с ножами. Это его типаж, ок. Хотя насколько это прошлое, я не совсем поняла. Если Флавия с ним ещё до вулкана, то где она была в трилогии Диогена? Если она появилась после, зачем исправившийся Диоген нанял психопатку? И опять же, она упоминает, что они делали кучу мутной фигни, и убивает она явно не впервые. Там мелькают фразы, что она теперь выполняет за него грязную работу, но тогда фигово он исправился ("Если всех убивает моя помощница, я не убийца! ^___^"). Он ей говорит, мол, ну зачем ты убила того чувака? Эм. Чувак. Она психопатка. С ножами. Ты поэтому её нанял. Почему люди верят, что доброта и тупость находятся в прямо пропорциональной зависимости..?
В общем, суть такова. Психопатка давно мечтает завалить Диогена (и речь не об убийстве) и верит, что он её Единственный, он же ей и кольца дарит, и доверяет, и вообще смотрит в её сторону. Но он ей отвечает, что новое задание как только, так сразу, и пытается выпнуть её в Данию, а затем смыться на необитаемый остров. При этом он ей изначально представился именем, на которое куплен этот остров. Ну то есть не напрямую, но отследить можно. Диоген, ВТФ. А ещё она начинает интересоваться, кто такая Констанция, и Диоген ей отвечает, мол, это баба, которая увела кучу денег у моего знакомого агента ФБР, вот я за ней и охотился. Надо ли говорить, что психопатку это объяснение ни разу не удовлетворило, она даже обиделась, что он для неё такую тупую ложь придумал.
Короче да, отныне книжку можно переименовывать в "Дорк Диоген и его бабы"
О том, почему он дорк, далее. Но он яхту назвал "Феникс"! "ФЕНИКС"! Я умираю от любви 
Диоген отправляется в больницу, вырезать копчик у смертельно больной пожилой пациентки. Но его застаёт доктор, и доктор тоже погибает. Удачно сложилось, как раз два копчика. Диоген ещё покромсал как следует оба трупа, чтобы его приняли за маньяка (А ОН НЕ МАНЬЯК), и ушёл. Эликсир на этот раз срабатывает, Констанция вновь полна сил. И она, в общем, приходит к Диогену в его медитативную комнату и заваливает его. И речь не об убийстве.
Поскольку здесь продолжают действовать сюжетные законы анекдотов, именно этот момент застаёт психопатка. Проревевшись и отозлившись, она понимает, что Диоген-то не виноват. Диоген её любит. Просто эта стерва его чем-то запугала, чем-то шантажирует. Диогена, ага, шантажируют. В итоге психопатка решает найти повод убить Констанцию, чтобы та при этом не выглядела жертвой. Кроме того, она обыскивает дом, понимает, что Диоген не тот, кем представился изначально. Как она это выяснила? Этот дорк ПОДПИСЫВАЕТ СВОИ КНИГИ НАСТОЯЩИМ ИМЕНЕМ. Зачем? Зачем ты подписываешь книги в личной библиотеке, горе ты моё луковое?
Убийство в больнице привлекло внимание Пендергаста, и естественно он сразу понял, что к чему. Также они с дружбанами вычисляют, что Диоген где-то рядом и выслеживают его остров. Который куплен на имя компании, которая названа в честь крысы Пендергаста, которую Диоген в детстве распял
Начальник настаивает, что морду Диогену надо бить всей бандой, а Пендергаст кивает и отправляется убивать Диогена один.
В общем, Диоген ещё счастливее, чем до этого. Хотя из-за "строгого католического воспитания" здорово напрягается, когда ему кажется, что Констанция собирается обсудить то, что произошло в медитативной комнате. Но в итоге обошлось. А потом он ей объявляет об особом подарке: викторианском оборудовании для спиритического сеанса. Мол, мы и сестру можем твою вызвать, и всё на свете! Тут уже не выдерживает душа поэта, и Констанция поворачивается к нему с особо злобной улыбкой:
-Лодку заводи.
-Зачем?
-Я уезжаю потому что.
-Куда?
-Подальше от тебя.
-Почему?
-Потому что я тебя презираю, придурок. Теперь понял, да, каково это? Я специально тебя обнадёжила, чтобы тебя уничтожить! Поматросила и бросила! МЕСТЬ СЛАДКА, БВАХАХАХАХАХАХА!
-НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!
-МУАХАХАХАХАХХАХАХАХАХАХАХА!
Разбитый и понурый Диоген ведёт её в другую комнату, где собрал трофеи прошлых своих преступлений: раньше - чтобы гордиться, теперь - чтобы стыдиться. Констанция тут же замечает газету об убийстве четырёхдневной давности. Мол, так ты исправился? Он её уговаривает проникнуться его исправлением, заодно рассказывает, каким образом Пендергаст виноват в том, что он стал маньяком. Констанция чувствует уколы совести (и не только!
) и решает уйти. Напоследок растоптав в прах оставшиеся у Диогена надежды. И он на глазах скатывается обратно в прежнюю личность.
И ТУТ БИТЧФАЙТ. На выходе Констанцию встречает психопатка с ножом и пистолетом. Тут мне понравилось, что в процессе драки Констанция выхватывает пистолет и тут же стреляет в голову противнице, но патронов больше не осталось. Нравится мне это потому, что огнестрельное оружие опять её подводит, некоторые вещи никогда не меняются
Диоген же наблюдает за этой дракой с попкорном и вмешиваться не собирается.
Тут приходит Пендергаст. Психопатка сбегает. Пендергаст целится в Диогена, и говорит Констанции примерно следующее:
-Ты его любишь?
-Шта?
-Ты его любишь?
-Нет, конечно, я это чмо ненавижу.
-Хорошо.
И Пендергаст реально собирается выстрелить Диогену в голову. Меня вот, честно говоря, выбесил этот момент. К чему были тогда все страдания Пендергаста, если он мог просто обозлиться всё это время, выследить брата и пристрелить? Куда делось чувство вины? Куда делись вообще все чувства? И даже Констанцией это не объяснить: прошлый раз он тоже бегал за Констанцией, которая бегала за Диогеном, и ничего. Откуда вдруг режим Терминатора? Это из-за того, что его пираты обоссали, или что? Кто нажал на берсерк-кнопку?
Как бы то ни было, Констанция останавливает Пендергаста. Мол, ты чего, зачем его убивать, давай оставим его жить, он так мучиться будет гораздо больше! Ну и ещё что-то там насчёт того, что Пендергаст сам виноват в том, что Диоген такой теперь, и не имеет морального права его за это наказывать. Психопатку в итоге застрелил спецназ, Констанция спасает Диогену жизнь ещё раз, хотя он об этом не просил, и они с Пендергастом и его начальником решают Диогена отпустить. Потому что, ну. Он же всегда разумно распоряжается своей свободой. И вообще он же исправился!
В конце Констанция замечает, что теперь они на пару с Пендергастом ответственны за сумасшествие Диогена. Мол, если бы она его не сломала обратно, он мог исправиться по-настоящему. Мне это нравится во всём, кроме одного аспекта. По какой-то причине Констанция верит, что он исправился достаточно, чтобы больше не убивать, но недостаточно, чтобы стать адекватным человеком. Она ведь понимает, что у него это взаимосвязанные вещи? Она понимает, что теперь все убийства и преступления, которые он неизбежно совершит, на её совести?
Короче, неважно. Важно то, что КОНСТАНЦИЯ УХОДИТ В МОНАСТЫРЬ. Буквально. В тибетский. Потому что, видите ли, Пендергаст всё равно её никогда не полюбит ("И кроме того, у нас разница в возрасте..." - "Ты про столетнюю разницу?"), а она даже не знает, как сына зовут, потому что монахи ей не говорят. Надо, мол, исправить. Надо сына растить.
BEST. BOOK. EVER.
Но до Диогена долго доходило, какая ему девушка нужна (у них там в роду латышей, интересно, не было?) И правильно: если девушка тебя бросила в вулкан - где ты такую еще найдешь?
И правильно: если девушка тебя бросила в вулкан - где ты такую еще найдешь?
Он примерно так ей и объяснил, почему проникся
Да, вот на чем погорела его помощница-психопатка. Она-то, небось, думала, что если будет всех бить ради него - он проникнется. А надо было бить его! Хотя, сложно придумать, чем превзойти вулкан. Разве что в космос отправить.
Кстати, насчет всех мыльных штампов, которые еще не использованы - вроде бы еще амнезии не было. Работал Пендергаст где-то в глуши, оступился, упал, очнулся - ничего не помнит. И по закону жанра его должна подобрать какая-нибудь фермерша. Так что, когда остальная команда явится на вертолете за этим наказанием, оно будет радостно копать огород, чинить забор, выводить новую породу кур и всячески отмахиваться от попыток вернуть его на службу
Она просекла его вкусы и подумала, что для того чтобы его впечатлить, достаточно заявиться на его остров, куда он её не звал. Она не знала, да, как высоко задрана планка, но может задерёт её в сиквелах. Пендергастов в космосе очень сильно не хватает
Кстати, насчет всех мыльных штампов, которые еще не использованы - вроде бы еще амнезии не было.
Я засчитала его амнезию насчёт детства, когда он не мог вспомнить, что сделал такого Диогену
Так что, когда остальная команда явится на вертолете за этим наказанием, оно будет радостно копать огород, чинить забор, скрещивать разные виды кур, чтобы получить особо красивую породу и всячески отмахиваться от попыток вернуть его на службу
И тут они опять прикатят Виолу
Хотя, кстати, им можно и серьёзное клише замутить: дабы его не фермерша подобрала, а мафия. Навыки у него как раз есть преступные, так что, он охотно поведётся на рассказ о его преступном прошлом, что он фальшивый агент (а иначе почему получает всего доллар в год и берётся только за избранные дела?) и всё такое
Джеймс Бонд в космос летал, а чем эти хуже?
>>Я засчитала его амнезию насчёт детства, когда он не мог вспомнить, что сделал такого Диогену
Не, это не годится. Это детская травма, другой штамп. Хорошая качественная амнезия – это когда по башке, отбивает вообще всё, и человек себя начинает вести по-другому. Можно еще в кому, ну, чтоб два раза не вставтать.
>>Потому что в любом непонятном состоянии пендерсознания выписывай Виолу из Европы
И тут передо мной вырисовывается новая вариация «Укрощения строптивого»
>>Навыки у него как раз есть преступные, так что, он охотно поведётся на рассказ о его преступном прошлом, что он фальшивый агент (а иначе почему получает всего доллар в год и берётся только за избранные дела?) и всё такое
О, это был бы как раз ожидаемый классический ход. Только авторы опять накрутят вокруг драму-драму, когда верные друзья будут верить в Пендергаста – «нет, он не мог такого сделать!», а руководство ФБР – «так, все ловим Пендергаста, мы сразу поверили, что он преступник. У нас ФБР уже не приличная организация, а какое-то сборище альтернативно одаренных – один пришельцев ищет, другой из Смитсоновского не вылезает, с учеными тусуется, а еще у нас куча внедренных террористов, короче, давайте хоть этого поймаем и уволим!»
>>Бонусные очки, если Пендергаст окажется на редкость бестолковым преступником
После чего Диогену станет стыдно за брата, и он пойдет его учить правильному злодейству
Пфффффф, Джеймс Бонд даже не умеет медитировать с телепатией, слабак!
Хорошая качественная амнезия – это когда по башке, отбивает вообще всё, и человек себя начинает вести по-другому. Можно еще в кому, ну, чтоб два раза не вставтать.
Не, в коме уже Марго и Винсент были, боян
И тут передо мной вырисовывается новая вариация «Укрощения строптивого»
БВАХАХАХА, надо подкинуть им идею, раз уж они решили совсем в дамские романы удариться
а руководство ФБР – «так, все ловим Пендергаста, мы сразу поверили, что он преступник. У нас ФБР уже не приличная организация, а какое-то сборище альтернативно одаренных – один пришельцев ищет, другой из Смитсоновского не вылезает, с учеными тусуется, а еще у нас куча внедренных террористов, короче, давайте хоть этого поймаем и уволим!»
Учитывая, что его начальник даже бровью не повёл, когда Пендергаст ему рассказал про эликсир бессмертия, он там реально ещё далеко не самый странный агент
После чего Диогену станет стыдно за брата, и он пойдет его учить правильному злодейству
Или вытащит его за шкварник из банды со словами: "Ты меня позоришь, перестань, надо мной весь преступный мир ржать будет"