Brava, Margo!
Вам кажется, что, влюбившись в женщину,
вы на неё смотрите с рассуждением,
а на самом деле вы только глазеете с воображением.
вы на неё смотрите с рассуждением,
а на самом деле вы только глазеете с воображением.
Вообще, в свободное от спаривания картонных спецназовцев время я дофига духовный человек, поэтому чего бы не сказать про классику. Уверена, авторитет моего мнения никак не подрывают Пендергаст, Риордан и прочие ошмётки коллективного литературного бессознательного.
Так вот. Лескова я знала до этого шапочно, по "Очарованному страннику", которого мы проходили в школе (ну и само собой, я знала его как автора "Левши"). Тогда у меня был странный период в жизни, когда я стремилась проигнорировать столько школьной литературной программы, сколько смогу (без какого-либо ущерба для успеваемости, к слову), и Лесков тоже попал под раздачу этого агрессивного пофигизма. К тому же, нам рассказали про момент с зашиванием в ногу конских волос, и я подумала, что просто физически не смогу прочесть. Но название мне всегда нравилось и нравится до сих пор, оно такое... волшебное, светлое, бескрайнее.
А тут так уж вышло, что мы с ним снова столкнулись (

Название выбрано удачно не только потому, что цепляет взгляд, но и потому, что оно действительно отражает общую тему и настроение сборника. Перед нами - портреты очень странных людей, живших в художественной реальности XIX века. И, несмотря на разницу во времени, они узнаются с полуслова, ибо ничего в нашей жизни не поменялось. Лесков запечатлел не конкретных русских людей - он запечатлел их вечные архетипы, так сказать. Тут тебе и находчивые жулики, и пьяные борцы за бесполезную справедливость, и воры-философы, и богачи-бандюганы, яростно замаливающие грехи в церкви, и рэкетиры, и чиновники-попустители и многие другие знакомые каждому, кто живёт в России, личности.
При этом да, больше половины из них выглядят сумасшедшими, настолько странно они себя порой ведут, оставаясь в рамках разумного реализма. "Чертогон", например, за счёт бесконечного мельтешения и перескакивания с места на место выглядит вообще подлинной фантасмагорией в сумасшедшем доме, хотя при этом там не происходит ничего особенного или сверхъестественного. Поскольку почти все рассказы - сатира либо на общество, либо на литературу (Лесков совершает довольно странный ход, лажая святочный рассказ во вступлении - и затем выдавая прямо-таки эталонный святочный рассказ, я всё ещё не знаю, как к этому относиться), конечно, не обошлось без гротеска. Но, в отличие от Салтыкова-Щедрина, Лесков использует этот приём в меру. К тому же, какими бы странными и страшными не были персонажи, он описывает их рассуждения и поведение с такой лёгкостью и остроумием, что ты не испытываешь к ним отвращения. В отличие от того же Салтыкова-Щедрина, у которого традиционно хочется пристрелить вообще всех, включая автора.
Забавно то, что самый скучный рассказ - заглавный. "Старинные психопаты" очень долго и подробно рассказывает про барина-социопата с фееричными заскоками и не менее фееричной женой. Оба они, в отличие от персонажей остальных рассказов, мне показались исключительно неприятными людьми, а потому чтение их истории шло со скрипом. Всё остальное было очень даже. Особенно понравились:
читать дальше